В инстаграм-пабликах на днях появилось коллективное обращение сотрудников АО «Павлодарэнерго» к своему руководству и горожанам. Энергетики пожаловались на невыносимые условия труда и низкие зарплаты, потребовав поднять их на 50%. Руководство компании-монополиста пообещало предоставить ответ через неделю. Но вряд ли он будет оригинальным. Администрация, скорее всего, сошлется на нехватку средств.
Между тем собственники энергокомпании, не получая никаких дивидендов, входят в список самых богатых людей страны и их состояние постоянно увеличивается. Спрашивается, за счет чего?
В коллективной жалобе, которую подписали 130 работников энергомонополии, раскрываются удивительные подробности.
Несмотря на то, что с 2010 года потребители платят за энергоснабжение по инвестиционным тарифам (с 2016 года они называются предельными, но суть осталась прежней), а получаемые собственниками доходы должны были тратиться на модернизацию основных средств, сотрудникам «Павлодарэнерго» приходится работать на изношенном оборудовании 60-х годов, в помещениях с плохим освещением, ездить в переполненных развозках, питаться в столовой отвратительными обедами по дорогим ценам. Профессиональные специалисты получают по 80-90 тысяч тенге. Естественно, этих средств людям не хватает, и они увольняются.
Авторы письма сообщают, что уже третий год просят поднять зарплаты, но руководство компании постоянно ссылается на отсутствие средств. А между тем тарифные деньги списываются на всякие нелепости. Например, ежегодно заказываются дорогие аудиторские проверки за сотни миллионов тенге.
Также в письме рассказывается о выводе средств через сервисные услуги аффилированных подрядчиков. В качестве примера приводят аренду автомашины УАЗ 1980 года выпуска за 4 млн тенге в год – за такие деньги можно купить новый УАЗ. И таких примеров множество.
«Так выводят деньги! Кроме того есть аффилированные подрядные организации, которые выполняют якобы наладку, монтаж нового оборудования за те же миллиарды. Ощущение такое, что хозяева отжимают все соки, чтобы выбросить энергосистему как отработанный механизм. Мы уже не боимся увольнения, сами «валим» целыми участками, уходят и профессионалы, стаж работы которых по 20-30 лет, они на этом предприятии с институтской скамьи», — заявляют авторы обращения.
Спустя несколько дней письмо из аккаунтов исчезло, но неприятный осадок остался. О жалобе сообщили многие павлодарские СМИ, а комитет партийного контроля партии «Нур Отан» срочно выехал на проверку в одно из подразделений компании. А руководство АО «Павлодарэнерго» (вертикально интегрированный региональный холдинг, в который помимо ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 входят АО «Павлодарская распределительная электросетевая компания», ТОО «Павлодарские теплосети», ТОО «Павлодарэнергосбыт», ТОО «Экибастузэнерго») заявило, что обращение сотрудников к ним поступило и пообещало предоставить на него «расширенный ответ» к 1 апреля.
Не знаю, как начальство объяснит жалобы подчиненных (наверное, как всегда сошлется на недостаток средств и предложит властям поднять отпускной тариф на тепло и электричество), но хочется отметить, что вообще-то павлодарская энергокомпания и владеющий ею холдинг «Центрально-Азиатская топливно- энергетическая компания» являются публичными акционерным обществами.
Их ежегодные финансовые отчеты выложены на официальных сайтах. И там все доходчиво изложено. И «ЦАТЭК», и принадлежащая ей региональная энергомонополия «Павлодарэнерго» успешно выполнили в 2019 году (последний отчетный год) все поставленные задачи.
Причем социальная работа проводится на высоком уровне. В частности, есть ежегодное чествование ветеранов и трудовых династий, организуются поездки в дом отдыха «Энергетик» с катанием на катамаранах, посещением бани и бассейна. Для укрепления творческих связей в трудовых коллективах проводятся концерты и другие культурные мероприятия.
Отдельно стоит отметить успехи АО «Павлодарэнерго» в деле развития массового спорта — 2730 работников энергокомпании ежегодно принимают участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях: посещают бассейн, секции футбола, волейбола, тенниса и других видов спорта.
По части безопасности и охраны труда все более чем прекрасно. В компании и ее дочерних структурах в 2019 году проводились месячники безопасности труда, на территории павлодарских ТЭЦ-2 и ТЭЦ- 3 была нанесена дорожная разметка и установлены дорожные знаки, были записаны видеоролики, в которых дети сотрудников призвали своих родителей соблюдать требования безопасности, проводились конкурсы детских рисунков и поделок на тему безопасности и охраны труда. Также в 2019 году были приобретены два алкотестера и внедрена практическая методичка по оказанию доврачебной помощи пострадавшим. И, наконец, в одном из подразделений холдинга было обустроено отдельное помещение для приема пищи. Так что, насчет ужасных условий труда – вранье.
Что же касается недовольства зарплатами, то это чистый субъективизм. Потому что все относительно. Как может не нравиться зарплата в 80-90 тысяч тенге, если официально минимальная зарплата в Казахстане составляет 42500 тенге?
Но даже если бы энергокомпания захотела поднять зарплаты, то сделать этого она все равно не смогла бы. Потому что огромные доходы полностью съедаются высокой себестоимостью производства и сопутствующими расходами. Если верить выложенным на сайтах «ЦАТЭК» и «Павлодарэнерго» отчетам, стоимость произведенной тепловой и электрической энергии в 2019 году составила 145,7 млрд тенге и 48,2 млрд тенге соответственно. Даже принимая во внимание сильно завышенную себестоимость производства (как она накручивается, нам наглядно расписали в своей жалобе сотрудники), после ее вычета осталась валовая прибыль соответственно в 24,6 млрд и 7,3 млрд тенге.
Казалось бы, на эти деньги можно жить. Но у руководства «ЦАТЭК» и «Павлодарэнерго» этого не получилось. Их административные и финансовые расходы перекрыли полученную прибыль. Прошлый год «ЦАТЭК» закончила с убытками в 15,8 млрд тенге, а «Павлодарэнерго» ушел в минус на 2,3 млрд тенге. Чтобы так работать, нужен талант.
Тут в самый раз следует вспомнить состоявшееся осенью 2018 года заседание Совета безопасности Казахстана, посвященное тарифам и модернизации коммунальной сферы. Председатель Совбеза Нурсултан Назарбаев с удивлением тогда отметил, что, несмотря на действующие с 2010 года инвестиционные тарифы (с 2016 года их заменили предельные тарифы), физический износ основных средств в энергетической отрасли так и не снизился.
Первый президент тогда прямо обвинил казахстанские энергокомпании в разворовывании тарифа. Комментируя прозвучавшие обвинения, один из акционеров «ЦАТЭК» Сергей Кан заявил, что его компания абсолютно прозрачна, а ее акционеры с 2008 года ни разу не получали дивидендов. Вы будете смеяться, но это действительно так.
В интернете выложены протоколы ежегодных собраний акционеров «ЦАТЭК». Владельцы холдинга ежегодно заслушивают консолидированную финансовую отчетность, признают работу совета директоров компании удовлетворительной и дружно отказываются от начисления самим себе дивидендов. По причине недостаточной прибыли. Так что г-н Кан сказал чистую правду. И тем удивительнее представляется природа происхождения личного состояния владельцев холдинга. Потому что прибыли у «ЦАТЭК» нет, дивидендов нет, а состояние у акционеров – есть.
Причем, как уверяет нас издание Forbes Kazakhstan, оно стремительно растет. Так, в мае 2012 года издание опубликовало свой первый рейтинг 50 наиболее состоятельных бизнесменов Казахстана, и в него вошли все три тогдашних акционера «ЦАТЭК» (Александр Клебанов, Еркын Амирханов, Сергей Кан) с совокупным состоянием в 560 млн долларов. По 181 млн было у Сергея Кана и Еркына Амирханова и 198 млн — у Александра Клебанова.
Три года назад из-за уголовного скандала Клебанов и Кан разошлись с Амирхановым (весной 2018 года он был задержан правоохранительными органами по обвинению в совершении преступления, предусмотренного 253 статьей УК РК «коммерческий подкуп»), разделив между собой его акции «ЦАТЭК». В итоге их доли в холдинге и личные состояния возросли.
По данным Forbes, в 2020 году Сергей Как обладал состоянием в 269 млн долларов, а его партнер Александр Клебанов имел 374 миллиона. Итого два собственника ЦАТЭК в сумме имели 643 млн долларов.
Стоит отметить, что в рейтинге миллионеров с 2019 года появился и сын одного из акционеров – 35-летний Яков Клебанов (на фото слева), с состоянием в 90 млн долларов. И по итогам кризисного 2020 года молодой человек сумел увеличить состояние до 119 млн долларов.
«ЦАТЭК» и «Павлодарэнерго», действительно, любят трудовые династии. Вот только в этой приверженности семейным традициям прослеживается какая-то сословная обреченность. Дети электриков и монтажников идут по стопам отцов, а дети олигархов становятся миллионерами и попадают в списки Forbes. Как говорится, яблочко от яблоньки падает недалеко.