Нескучно было в Павлодаре и области на минувшей неделе. Сначала информационное пространство взорвал жуткий инцидент со стрельбой в прокуратуре Железинского района, а затем общество сильно удивил депутат областного маслихата, арестованный на пятнадцать суток за вождение автомобиля в пьяном виде.
Прямо скажем, стереотипы, которые сложились у обывателей насчет служителей закона и народных избранников, были сломаны. Мы как-то иначе представляли себе их профессиональные качества и жизненные привычки.
Случай в прокуратуре
На прошлой неделе в социальных сетях разлетелась жуткая новость об инциденте в прокуратуре Железинского района. Вот что в ней сообщалось:
«23 мая в 17.31 прокурор Железинского района Шугаев Карим Маратович 1983 г.р. (сын заместителя руководителя управления сельского хозяйства Павлодарской области Шугаева М. Р., племянник акима города Аксу Шугаева Ж. Р.) в состоянии алкогольного опьянения пригласил в свой служебный кабинет, находящийся по адресу ул. Тауельсиздик 21, кабинет № 13, старшего следователя ОП Железинского района майора полиции Унбаева Рахима Нурлановича 1992 г.р. для выяснения личностных взаимоотношений.
В 18.08 в ходе начавшегося конфликта старший следователь Унбаев получил огнестрельное ранение передней области плеча из табельного оружия. Управление собственной безопасности ДП Павлодарской области начало досудебное расследование по статье 105 УК РК».
Любопытно, не правда ли?
Обратите внимание на то, с какой тщательностью анонимный автор описал воскресный случай в прокуратуре. Он не пропустил ни одной детали и указал все: хронологию, родственные связи, даже адрес и номер кабинета. Впечатление такое, что эту новость писал не случайный свидетель трагического происшествия, но человек знающий, что произошло 23 мая.
И что бы вы думали, через пару дней пресс-служба Департамента полиции разродилась официальным заявлением, которым, видимо, пыталась успокоить граждан и опровергнуть слишком бурные фантазии комментаторов. Но в итоге разъяснение лишь еще больше все запутало.
«24 мая в Павлодарской области по мессенджерам рассылается информация о том что «старший следователь Железинского района из своего табельного оружия произвел выстрел тем самым жизнь покончил самоубийством». Департамент полиции Павлодарской области сообщает, что 23 мая в 18.10 часов в селе Железинка в коридоре здания прокуратуры района старший следователь Железинского района из табельного оружия произвел выстрел в свое правое плечо. Сотрудник полиции был госпитализирован и прооперирован. На сегодняшний день его состояние стабильное, жизненно важные органы и кости не повреждены. Его здоровью ничего не угрожает. По данному факту управлением собственной безопасности ДП Павлодарской области начато досудебное расследование по статье 105 УК РК. Обстоятельства и причины выясняются».
Никакой ясности подобный релиз в историю со стрельбой в здании районной прокуратуры не внес. Вышеуказанная статья Уголовного кодекса, на минуточку, говорит о доведении до самоубийства.
Так что департамент полиции по сути ничего не опровергает, а наоборот, все подтверждает и неуклюже обходит стороной (замалчивает) главный вопрос, который возникает у всех – а что, собственно, толкнуло взрослого и опытного офицера полиции на этот ужасный шаг?
Кто довел нормального вменяемого мужчину до такого нервного потрясения, что он решил свести счеты с жизнью?
И что все эти люди, включая прокурора района и сотрудников полиции, делали в выходной день в служебном административном здании, где круглосуточно стоит охрана и ведется внутренняя видеофиксация?
Чем таким важным они там занимались, после чего одного из участников встречи увезли в реанимацию с пулевым ранением?
«Высокие» отношения
Надзорный орган, несмотря на обращения журналистов, не прокомментировал инцидент. Обращались даже в Генпрокуратуру РК, но та переадресовала вопросы СМИ в областную прокуратуру. То ли в столице сочли инцидент недостойным внимания, то ли (что скорее всего) растерялись и предложили местной прокуратуре самой выкручиваться из ситуации.
Пока областная прокуратура держит паузу и собирается с мыслями, на связь с прессой вышли родственники майора Унбаева. Отец и супруга раненого сотрудника полиции добавили этой истории немало подробностей.
По их версии, сотрудники прокуратуры, а именно помощник районного прокурора, намеренно придирался к майору, унижал его, вызывал его без всякой нужды в прокуратуру, заставлял ждать, оказывал психологическое давление. Эдакий прокурорский буллинг.
«Со слов Рахима, в тот день его несколько раз вызывали в прокуратуру, в последний раз он пришел туда к шести часам, чтобы подписать какие-то документы, и увидел в рабочем кабинете накрытый стол, за которым сидели сотрудники прокуратуры и распивали спиртное.
Сын был возмущен их поведением. Я не знаю, что они ему говорили, возможно, придирались, оскорбляли как-то. Но они однозначно перешли все возможные рамки. Сын не выдержал издевательств и от безысходности выстрелил в себя.
По словам сына, после выстрела он упал на пол, а сотрудники прокуратуры вместо того, чтобы оказать ему помощь, вызвать скорую, стали сметать еду со стола, стирать видео с камер наблюдения, убираться в кабинете. Сын слышал, как кто-то из сотрудников звонил в больницу, просил кого-то приехать», — рассказал журналистам отец раненого полицейского.
Об этом же поведала прессе и жена Рахима Унбаева, добавив также, что сильно переживает за мужа и боится, что дело могут замять, а его самого уволить.
Подобный исход весьма возможен. Не случайно вскоре в мессенджерах стали разгуливать слухи о том, что прокуроры уже подстраховались, получив в районной больнице справки о том, что в указанное время были абсолютно трезвыми. Для большей гарантии осталось только заполучить справку о психической неустойчивости майора Унбаева, и тогда весь неприятный инцидент можно будет спокойно списать на нервный срыв.
Не пил, а только лечился
Еще одна потрясающая новость последних дней – арест на пятнадцать суток нуротановского депутата областного маслихата, владельца ТОО «КХ «Данекер» Кайрата Абишева.
25 мая рано утром полицейские остановили на одной из улиц Павлодара легковую машину, за рулем которой сидел народный избранник. От водителя исходил стойкий запах алкоголя, но проходить медосвидетельствование он отказался. Более того, Абишев даже попытался скрыть свою личность и назвался чужим именем (поскольку своих документов при себе не имел).
Но депутатская хитрость на этом не закончилась. Уже в специализированном административном суде, куда передали дело пьяного депутата, тот дал удивительные показания.
Начнем с того, что вины он не признал. Категорически. Потому что алкоголя он не пил, а накануне вечером всего лишь лечился спиртовой настойкой.
Видимо, служение интересам избирателей так сильно подорвало здоровье депутата, что он решил прибегнуть к народной медицине и хлебнул для укрепления иммунитета спиртосодержащий целебный напиток. Так что депутат не пьянствовал, а лечил здоровье. Почувствуйте разницу.
Что же до освидетельствования, то от него г-н Абишев отказался, поскольку, во-первых, не знал о грозящей за это ответственности, а во-вторых, он в тот день сильно страдал диареей. Да, уважаемые читатели, такое с нашими депутатами тоже случается. Они тоже люди.
Но на административный суд депутатское красноречие впечатления не произвело, и 25 мая он признал Кайрата Сансызбаевича виновным по части 4 статьи 613 Кодекса об административных правонарушениях РК, арестовав его на пятнадцать суток и лишив прав на управление транспортным средством на восемь лет. А еще через день областной филиал партии «Нур Отан» сообщил об исключении из ее рядов провинившегося предпринимателя — его депутатские полномочия были досрочно прекращены.
Партия власти совершила акт самоочищения.