Апелляционный суд Люксембурга вынес решение по иску Республики Казахстан против группы компаний Стати (The Republic of Kazakhstan v Ascom Group S.A. et al). Министерство юстиции «имени Бекетаева» снова (и предсказуемо) проиграло. Молдавские же инвесторы, тем временем, потребовали от федерального суда введения против Казахстана финансовых санкций.
Выиграли вчистую?
Теперь, после решения апелляционного суда, перед Стати открылись возможности ареста собственности Казахстана в Люксембурге. Речь идет о доле в капитале Eurasian Resources Group S.a.r.l. (ERG), в которой РК принадлежит 40% капитала, замороженных дивидендах на сумму 48 млн долларов, которые ERG должна выплатить Казахстану, а также коммерческой задолженности люксембургских подразделений корпораций Cameco и ArcelorMittal.
Что это за задолженность и каким образом она образовалась в Люксембурге, пока неизвестно. Но совершенно очевидно (и мы многократно об этом писали), что любой коммерческий спор в западных юрисдикциях с участием государства, неизбежно ведет к раскрытию всех шкафов с многочисленными скелетами в них. Никакого простого бизнеса и простой коммерческой задолженности в системе экономических отношений Казахстана с Западом нет. Это вполне очевидно всем. В лучшем случае речь идет о каких-то хитроумных роялти многочисленным инсайдерам из мира казахстанского бизнеса.
Решение Апелляционный суд Люксембурга вынес в ответ на жалобу Минюста РК, который пытается оспорить решение Стокгольмского арбитража, вынесенное в пользу Стати еще в декабре 2013 года и утвержденное в декабре 2016 года. Согласно этому решению, группа компаний Ascom может претендовать на компенсацию 450 миллионов долларов США, потраченных на строительство газоперерабатывающего завода в Мангистау.
Казахстан не согласился с этим решением и отказался платить. Чтобы заставить его, Стати начали подавать иски в различных странах, требуя от местных судов признать решение Арбитража, после чего можно было добиваться ареста активов Казахстана в этих странах. И у них получилось. Суды соглашались с решением и разрешали аресты. Минюст РК стал оспаривать эти решения, развязав настоящую мировую судебную войну, которую за огромные деньги вели нанятые Казахстаном западные юридические фирмы.
Сумма общих издержек от ведения этих дел, судя по всему, уже давно превысила все потери от проигрыша в Стокгольме. Но логика войны втягивала в нее все большее количество сторон и всевозможных подрядчиков. В общем, получилось стандартно: «кому война, а кому и мать родна».
Иски Минюста РК были основаны на обвинениях Стати в финансовом обмане инвесторов, которое появилось уже после того, как было вынесено решение в Стокгольме. Само по себе появление новых обвинений после того, как было вынесено решение, — не лучший аргумент в любом споре. Не говоря уже о судебных баталиях. Тем не менее, три суда в странах так называемого БеНиЛюкса (Бельгии, Нидерландах и Люксембурге) согласились рассмотреть новые аргументы юристов Казахстана.
Таким образом, нынешнее решение Люксембургского арбитражного суда можно считать финальным в истории стратегии Минюста РК, пытавшегося доказать, что стоимость строительства газового завода в Мангистау была искусственно завышена, а требования Стати основаны на мошенничестве. Люксембургский суд постановил, что «Казахстан не смог обосновать свои обвинения в том, что решение Стокгольмского арбитража было основано на лжесвидетельстве и фальшивых документах». Вряд ли два других суда в сходной юридической системе трех стран примут другие решения.
В пресс-релизе, выпущенном от имени Ascom Group, приводится оценка ситуации Анатолем Стати — CEO и единственным акционером Ascom Group S.A. По его мнению, в международной юридической системе уже сформировался консенсус — как в отношении решения Стокгольмского арбитража, так и в отношении самого Казахстана, который всеми силами пытается избежать ответственности за невыполнение тех международных обязательств, которые он сам взял на себя. Речь, очевидно, идет о Договоре об Энергетической хартии, который Казахстан подписал в 1994 году, в разгар каспийского нефтяного Клондайка. То есть можно смело утверждать, что аргумент о «мошенничестве» ушел в историю.
Новые ставки
Вряд ли решение в Люксембурге стало новостью для Минюста РК. Мы уже обращали внимание, что юристы Марата Бекетаева решили вывести свою позицию на новый уровень эскалации, фактически обвинив Стати в создании международного преступного финансового хаба , который распределял деньги, полученные от международной трейдинговой корпорации Vitol, по целой сети политиков и теневых дельцов в странах, где вели Стати вели свои проекты .
Молдавские инвесторы тоже не сидят без дела. Почти одновременно с новыми шагами Минюста РК Стати обратились в Федеральный суд округа Колумбия (Вашингтон) с требованием наказать Казахстан за его «полное и вполне осознанное» нежелание подчиняться решениям американского суда.
Речь идет, напомним, о том, что суд округа категорически потребовал от Минюста РК представить весь список активов Казахстана в США (и других странах мира). Юристы Бекетаева утверждают, что таких активов на территории США… нет. Вполне очевидно, что подобные утверждения представляют собой наведение тени на плетень. Скорее всего, эти активы спешно переупаковываются по разным схемам, чтобы закрыть их от американских взысканий. Насколько опасна эта схема для ее авторов и всего Казахстана, даже представить себе сложно.
В своей жалобе Стати уже готовятся к такому сценарию. Они требуют от американского суда наложения финансовых санкций на правительство Казахстана за проявленное неуважение к суду. Такое обвинение — очень серьезное в США. И вероятность введения финансовых санкций против Казахстана выглядит вполне реальной.
А начиналось-то все с обычного рейдерского налета на газовый завод…