Внимание! Готовится законодательное закрепление очередного обмана казахстанцев. Токаев обещает принять «Закон о мирных собраниях», в котором будет изменен порядок проведения митингов с разрешительного на уведомительный.
Кое-кто постарается преподнести это как уступку гражданскому обществу, как шаг со стороны Ак-орды в сторону демократии. Этакое послабление, сродни Юрьеву дню, обнадежившего в свое время миллионы крепостных России, но по факту им ничего не давшему. То же самое ожидается у нас и с правом на митинги и регистрацией политических партий.
Известно, что нынешний репрессивный закон содержит существенные ограничения прав казахстанцев на мирные собрания, выражающиеся в необходимости получать разрешение у властей, которые наделены правом либо совсем не разрешать проведение собрания, либо разрешать там, где они укажут.
Теперь такого разрешения получать будет не нужно. Достаточно будет уведомления. Но не торопитесь радоваться, не стоит кидать чепчики в воздух и благодарить за это Токаева. В законе будет закреплена норма, запрещающая проведение митингов на всей территории Казахстана, кроме специально выделенных для этого мест. По сути, новый закон вводит понятие «митинговых резерваций» — строго фиксированных мест реализации конституционного права на мирные собрания. Этим все митинги как бы прикрепляются к земле. Вводится этакое крепостное право для митингов.
Но такая норма сводит на нет саму необходимость в проведении митингов. Если нет ни людей, ни тех к кому обращаются митингующие, то какой смысл проводить митинг. Митинги проводятся адресно.
«Граждане выходят на улицы и площади не потому, что им негде собраться. А потому, что они хотят донести свои проблемы, несогласие и протест государству. Поэтому они выходят не в отдалённые парки и скверы, а на центральные улицы, площади и к зданиям государственных органов, чтобы выразить своё отношение к событиям, решениям, действиям непосредственно властям, СМИ и обществу. И в международной практике этот принцип определён как «в пределах видимости и слышимости» той аудитории, к которой этот митинг, пикет или демонстрация обращены…» (Из заявления гражданских активистов Казахстана)
Так что, хоть разрешительный, хоть уведомительный – но если тебя отправили в парк, где кругом одни деревья, хоть закричись – никто не услышит. Митингуй хоть до ишачей пасхи. На это и рассчитано. Вот тебе бабушка и Юрьев день!
Токаев фарисейски заявляет «Митинги допустимы, если они не нарушают закон, не нарушают общественный порядок и не мешают покою граждан». Но в этих словах мало смысла. Очевидно, что любой митинг в черте города обязательно кому-то помешает. А многотысячный — тем более! Это же очевидно!
И так и должно быть! Пора бы понять г-ну президенту и тем, кто пишет законы, что митинги как раз для того и проводятся, чтобы нарушит привычный ход жизни, устоявшийся порядок, помешать гражданам и тем заставить их обратить внимание на проблему. А для этого нужен не сквер и не парк на окраине, а самый центр, где много людей и правительственных учреждений. Это аксиома, которая принята во всем мире.
Еще момент: граждане имеют право митинговать в любых общественных местах. Все, что позволено государству – определить список мест, где митинги могут быть запрещены. Это могут быть объекты оборонного значения и места, представляющие угрозу для жизни и здоровья. Все! Другие ограничения – от лукавого.
Также в задачу властей входит обеспечение безопасности любых митингов, в том числе и спонтанных, о которых граждане не смогли уведомить власти. Никто не имеет права применять силу и разгонять такие собрания. Главный критерий – их мирный характер. Насилие со стороны полиции допустимо исключительно в случае проявления насилия со стороны митингующих. Других оснований просто не может быть.
Увы, ничего этого и прочего, что предлагают гражданские активисты и международные демократические стандарты, не будет в этом законе. Этот закон сохранит запретительный характер ограничений на проведение митингов в Казахстане. Изменится только характер запрета – с административного на географический. Но хрен редьки не слаще.
Примерно в том же ключе готовится обманка в части изменений в законе о политических партиях, когда для регистрации вместо 40 тысяч будет достаточно собрать 20 тысяч подписей. Это тоже от лукавого.
Опыт регистрации партии «Алга» показывает, что причиной отказа является не неспособность собрать 40 тысяч (собирали и больше), а именно процедуры проверки этих подписей. Чиновники Минюста при желании всегда могут «найти» десяток лиц отказавшихся от своих подписей и на этом основании отказать в регистрации. Поэтому абсолютно не важно, сколько будет порог членства 40, 20 или 5 тысяч. Главное — в процедурах, позволяющих легко отказать в регистрации. А они в законе сохраняются, а значит все остается по старому.
Так что, этот «шаг к демократии» тоже не может быть засчитан. Дешевый трюк. Нужно быть абсолютно не в теме, чтобы на него повестись. А потому просьба к соотечественникам: следите за ушами – вам на них готовятся навешать очередную порцию плохо сваренной лапши из Акорды.