В конце года принято подводить итоги. Мы решили спросить наших читателей, людей самых разных взглядов и профессий, о том, какое событие они считают самым важным в этом году для страны. Ответы прозвучали самые разные.

Вопрос, который мы адресовали людям самых разных взглядов и профессий, звучал так: «Какое событие Вы считаете самым важным в этом году, или что для Вас стало главным в этом году?» Ответы прозвучали самые разные.


Владимир Козлов, бывший политзаключенный и общественный деятель:

«Я считаю главным появление в стране «президента для битья». Конечно, Назарбаев завёл его для себя, но и общество тоже получило возможность «критиковать президента», постепенно отучаясь от боязни это делать; что вполне может быть зачатком нового менталитета с далеко идущими последствиями».


Джохар Утебеков, адвокат:

«Уход первого президента в отставку, потому что после этого заметно изменилась общественно-политическая жизнь, началось оживление».


Казбек Бейсебаев, казахстанский историк, дипломат и общественный деятель:

«Безусловно, самое важное событие — это уход первого президента и теперь у нас новый руководитель страны. После заявлений нового президента о политических реформах, у нас у всех появились определенные надежды, что в стране начнутся положительные изменения. Сейчас мы наблюдаем, что первый президент, скажем так, не совсем ушел и продолжает влиять на политическую жизнь страны, но, тем не менее, надежды на долгожданные реформы пока остаются.

С другой стороны, я бы также отметил возросшую активность граждан. Это показали прошедшие президентские выборы. Граждане и, особенно, те, которые были наблюдателями на избирательных участках, не позволили административному аппарату манипулировать избирательным процессом. И это, при наших реалиях, очень важно для будущего.

Конечно, нужно также отметить ухудшающее социально-экономическое положение простых граждан. Говоря простыми словами, жить становится тяжелее».


Бахытжан Торегожина, руководитель НПО «Ар.Рух.Хак»:

«Считаю, что событием года стал уход с должности президента Назарбаева – пусть и формальный. Также радует, что реализация права на проведение мирных собраний чуть-чуть сдвинулась с места, посмотрим, как это будет реализовано на следующий год».


Сергей Дуванов, публицист (в интервью газете «ДАТ»):

«Главный итог года – отсутствие каких-либо изменений в Казахстане, несмотря на формальную смену власти в стране и на заявленный новым президентом курс на «слушающее правительство». Правительство слушает, но не слышит. В моем понимании это главный итог».


Даная Калиева, гражданский активист:

«Отставка Назарбаева. С точки зрения международного права, он утратил статус президента (закон «О лидере нации» имеет силу только на территории РК), а значит теперь у международного сообщества есть гораздо больше методов для борьбы с нарушением прав человека в нашей стране, ведь главный их источник — это именно Назарбаев и построенная им система. К тому же есть множество международных коррупционных схем, в которых он или его семья так или иначе замешаны. Так же я считаю, что прошедшие выборы способствовали консолидации нашего общества и росту протестных настроений».


Алия Турусбекова, активист:

«Главным было заметное усиление протестных настроений в обществе, именно публично выражаемых».


Ирина Медникова, руководитель попечительского совета Молодежной информационной службы Казахстана:

«Уход Назарбаева с официального президента и последовавшее за этим воодушевление гражданского общества, а в особенности «включение» в политические процессы молодежи: протест группы Аси Тулесовой и Бейбарыса Толымбекова, организация движения Oyan, Qazaqstan и «Республика», массовое наблюдение за выборами и до 50% голосов за оппозиционного кандидата Косанова на многих участках». 


   Фариза Оспан, журналист, гражданский активист:

«По моему мнению, одним из самых важных событий этого года было создание гражданских движений, таких как Oyan, Qazaqstan, «Кахарман», «Республика». Я вижу, как самоорганизация активных граждан становится сильнее».


Асем Жапишева, журналист:

«Для меня лично самым важным событием стало появление ояновцев и Oyan, Qazaqstan».


Дина Тансари, президент Общественного фонда «НеМолчи.kz»:

«Для меня важно, что общество перестало молчать о проблеме сексуального насилия. Это мы видели по делу об изнасиловании девушки проводниками в поезде «Тулпар-Тальго», когда практически весь Казахстан встал на защиту потерпевшей. Это происшествие стало, видимо, последней каплей в чаше терпения, потому что, наконец-то, в правительстве и парламенте заговорили о необходимости принятия нового закона против сексуального насилия. Это большой прорыв. При этом в нем впервые будет говориться не только о сексуальном насилии, но и домогательствах, бытовом насилии. Это те болевые точки, о которых постоянно пишется, заявляется, потому что страдают женщины. Обещания были, что до конца года закон примут, надеюсь, что это случится на последнем пленарном заседании. И это станет хорошим завершением этого года, в котором мы много работали — если в 2016-2018 годах было 37 уголовных дел, то в этом году уже 65 – то есть, женщины перестают бояться обращаться за помощью к нам и это очень важно».


Кенже Искандер, гражданский активист:

«Количество людей, принимавших участие в массовых протестах в день выборов президента».


Галым Нурпеисов, адвокат:

«Я отвечу относительно профессиональной деятельности. Из всей массы уголовных дел, которые у меня были в этом году, я бы хотел выделить два уголовных дела. Это дело Оксаны Шевчук и дело мусульман. Почему? Они показали, что общество стало реагировать на беззаконие, которое у нас твориться, выражая свой протест пикетами, речевками, пусть даже просто выкриками, но это важно. Власть пытается приструнить, заставить людей бояться, но натолкнулась на противостояние народа, который пытается доказывать справедливость и правду. Резонанс по делу мусульман вышло даже за пределы республики Казахстан, и эти осуждённые получили статус – преследуемые за свою веру. И дело Оксаны Шевчук ярко показало отношение власти к закону, к простому народу. Мы все увидели вот этот гражданский протест. Сознание самого общества резко изменилось, и я, как адвокат, не могу не отметить такой прогресс — именно попытки обществом отстаивать справедливость. Это происходит более открыто. Люди начали по-другому думать».


Рустем Турсунбаев, блогер:

«Самым значимым событием уходящего года, на мой взгляд, стал корпоратив в Павлодаре, где член маслихата купил на аукционе (значит, несколько претендентов боролись) портрет акима области за невероятную сумму. Мне непонятны такие люди, это существа из другого мира. Меня жена спросила бы: «Кто это купил твой портрет за 80 тысяч долларов»? Скажешь, что женщина — плохо. Мол, любовница. Кто ещё купит за столько? Ответишь, что мужик — ещё хуже. Тут уж точно развод. А если серьезно, то это демонстрация криминального клана. Причем, глупая, пошлая демонстрация. Отсутствие вкуса. Как пьяные купцы в кабаке: «А дайте-ка мне 100 метров парчи на портянки».

Вот угроза нацбезопасности, когда простой член маслихата (а таких тысячи и тысячи по республике) может просто за один вечер выбросить 80 тысяч долларов на кич — портрет начальника. Причем не стесняясь, признается, что его компания строит в области. Ситуация совершенно однозначная и это коррупция. Логическая цепочка ведёт к акиму — он сколько ворует? Или все вокруг воруют, а он нет? А дальше? А выше? Кабмин, администрация президента? Никакого бюджета не хватит, а они никогда не остановятся. О чем думает окружение президентов? 2500 тысяч школ в Казахстане имеют деревянные туалеты на улице, а рядовой член маслихата тратит 80 тысяч долларов. На портрет, за один вечер. А каков тогда его бюджет на машину, дом, отдых? Я, в своем окружении, не знаю ни одного, кто может себе позволить так обращаться с деньгами. 80 тысяч долларов. Это полное университетское образование двух студентов в Канаде.

Все надежды казахстанцев, что с уходом Назарбаева начнутся улучшения — не оправдались. Мало того, все только ухудшилось. По-моему, разгул вакханалии и преступности. Полный. Это итоги несменяемости власти».


Ирина Севостьянова, журналист:

«2019-й для Казахстана выдался богатым на перемены. В первую очередь политические. Да, это снова о выборах. Конечно, все понимали, что рано или поздно это произойдёт, но ждали позднее. В конце концов, в Казахстане за все годы независимости был лишь один президент. И к словосочетанию «второй президент Казахстана» всем пришлось привыкать.

В этом году многое произошло впервые. Впервые кандидат от оппозиции набрал больше 10% даже по официальным подсчётам. Впервые выборы сопровождались многочисленными митингами, а в Астане это был самый большой митинг с момента переноса столицы. Впервые на пресс-конференции президента (уже второго) журналисты задавали вопросы без предварительной записи и озвучки вопросов заранее. Впервые в конституцию страны внесли изменения за какие-то 10 минут. Показав тем самым отношение и к основному закону страны, и к мнению людей.

Впервые за все эти годы мы наблюдаем сейчас, пусть и завуалированное, но существующее противостояние во власти. Несмотря на заверения, что его нет, настолько открыто это противостояние ещё не демонстрировалось (на моей памяти). К чему всё это приведёт, сказать сложно. Особенно в наших условиях. Но 2019-й мы запомним хотя бы тем, что пусть на недолгое время, но появлялась надежда — всё может быть иначе. Могло быть иначе».


Наталья Садыкова, редактор «Басе»:

«Накануне Нового года в Казахстане шутят, что, мол, наконец с экранов телевизоров увидят поздравления от другого президента. Однако, самое главное событие уходящего года в Казахстане, на мой взгляд, произошло совсем не в марте 2019. Формальный уход Назарбаева с поста президента так и остался простой формальностью. Люди прекрасно понимают, что Токаев — кукла, а кукловод сидит в совете безопасности.

Главное событие уходящего года — это нарастающие протесты в стране. Каждый одиночный пикет, каждый митинг, каждая забастовка — это и есть главное событие 2019 года. Каждый, кто выходил на улицы — главные герои уходящего года. По накалу политических требований этот год, пожалуй, был самым горячим в истории независимого Казахстана. Люди требовали соблюдения своих прав, протестовали и бастовали, не смотря на репрессии и задержания. Все шло по нарастающей, особенно в начале года каждую неделю случались протесты, властям было некогда передохнуть, латая дыры. В этом году снова и снова поднимался Жанаозен, и этот героический город поддерживали всей страной. Появились разные группы активистов, не все они действуют открыто. Телевизор окончательно проиграл социальным сетям, а хабары — оппозиционным и независимым изданиям. Практически на каждом массовом митинге звучал главный лозунг: «Шал кет» (Старик, уходи), который в последнее время трансформировался в «Шалдар, кет» (Старики, уходите).

Народ устал от этой власти и рано или поздно заставит всех этих стариков уйти. Станет ли это главным событием 2020 года — покажет время, но события развиваются все стремительнее и стремительнее».


Вот так оценили уходящий год наши читатели.

С наступающим Новым Годом!

Spread the love

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. https://youtu.be/BmlVJCclVM4

    Доброе время суток!

    Меня зовут Алмагуль я жительница города Актау. 

    4 октября 2019года осудили моего родного братишку на 10лет по статье 297,ч3,сотрудник ДКНБ,  следователь подполковник Тапалов.М применяя силу,заставил подписать документы и повесил вину Сарсенбиева Марата на Лепесбаева Алибека, так-как предполагаю что Сарсенбиев Марат дал взятку в размере 3 миллиона тенге,после этого  Сарсенбиев Марат из подозреваемого становится свидетелем,а Лепесбаев Алибек из свидетеля становится обвиняемым.

    Позже мы подали на аппеляцию в Областной суд Мангистауской области,предоставив 100% доказательства что виноват Сарсенбиев Марат,а не Лепесбаев Алибек,но решение первой инстанции судьи Шарова.Г.Х оставили без изменения и отказали в ходатайстве. 

    Председатель Карабаев отказал нам даже быть общественным защитником.

    Прошу Вас пожалуйста помогите нам.

    Мы не богатые люди и у нас нет возможности платить всем.

    У Лепесбаева Алибека дома ждут 3 детей и родители пенсионеры, он единственный кормилец в семье. 

     Сможете опубликовать на своих ресурсах?

    Мы сможем предоставить Вам доказательства и видео обращение.

    Заранее благодарю. 

    С уважением 

    Алмагуль 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.