Если вы думаете, что тема утилизационных сборов вас не касается, поскольку у вас нет автомобильной техники, то вы сильно ошибаетесь. Утильсбор может осесть в любой продукции и в конечном итоге привести к ее удорожанию для конечного потребителя. В выигрыше оказывается небольшая привилегированная группа, а в проигрыше – все остальные.
К такому выводу пришли активисты интернет-движения #НЕТУТИЛЬСБОРУ в ходе нового формата выражения общественного мнения – пресс-митинга*.
*Пресс-митинг – мероприятие нового формата, для которого не нужно согласование с властями, так как оно проводится в закрытом помещении с ограниченным количеством участников. До этого активисты движения предприняли восемь попыток провести мирное собрание в форме митинга, демонстрации и автопробега, но каждый раз им было отказано под надуманными предлогами.
Недавний скандал с автомобилями с российскими номерами, которые казахстанские власти решили узаконить путем сбора с владельцев не только регистрационных сборов, но и так называемого утильсбора, только подлил масла в огонь этого неоднозначного «налога».
Вообще же ТОО «Оператор РОП», которое обладает уникальным правом собирать утилизационные сборы за все, будь то автотранспорт, шины, аккумуляторы, масла и спецжидкости, любая, электрическое и электронное оборудование, существует с 2015 года.
Кто стоит за этим ТОО, мы писали здесь.
За пять лет своего существования, если верить активистам #НЕТУТИЛЬСБОРУ, ТОО было собрано 579 млрд тенге. И это все под благовидными предлогами, главные из которых – развитие собственного производства (в большей части речь идет о машиностроении и автомобилестроении) и улучшение экологической ситуации.
Политолог Санжар Бокаев, один из организаторов прошедшего в стенах Казахстанского пресс-клуба пресс-митинга, говорит, что эти доводы не имеют подтверждений:
«У нас заявляют, что мы производим 169 моделей автомобилей. Где эти автомобили? У нас нет никакой индустриальной политики. Я уже год занимаюсь тем, что показываю, как в Казахстан завозят автобусы, автомобили, ту же сельхозтехнику, прикручивают колеса и выдают за казахстанское производство. Кого мы обманываем?
Что же до довода «за экологию», поднимите национальный доклад по состоянию окружающей среды за 2020 год: 10 ключевых городов утопают в смоге, и не последнюю роль здесь играет автопарк, потому что он устарел, в Алматы это каждый 4-й автомобиль. Это достижение нашего утильсбора?»
По мнению Бокаева, на что утильсбор влияет, так это на цены, с ростом которых наше правительство борется (по крайней мере, делает вид). Арифметика простая: сельхозтехника подорожала более чем в два раза — фермеры включают эти расходы в стоимость производимых ими продуктов питания, выросла стоимость строительной техники — растут цены на новое жилье.
«Нас сотни тысяч, за две недели мы собрали под петицией об отмене утильбора 150 тысяч подписей. А «беспредел» устраивает всего семь человек, и я готов назвать эти фамилии: Мамин, Скляр, Атамкулов (Бейбут – министр индустрии и инфраструктурного развития – авт.), Лаврентьев (Андрей, президент Ассоциации казахстанского автобизнеса –авт.), Смагулов (Нурлан, предприниматель, основатель Казахстанской моторной компании «Астана Моторс» — авт.), министр экологии (Сериккали Брекешев –авт.) и стоящая за учредителями ТОО «Оператор РОП» Алия Назарбаева (младшая дочь первого президента РК Нурсултана Назарбаева — авт.).
Мы должны знать людей, чьи интересы перевешивают интересы миллионов казахстанцев», — добавил Бокаев.
Далее, в ходе пресс-брифинга стали выясняться еще более интересные вещи. Оказывается, что при наличии утильсбора, которым сегодня обложили ряд отраслей экономики, у этих отраслей нет собственно утиля.
К примеру, по словам главы национальной ассоциации овцеводов РК Shopan-ata Алмасбек Садырбаев, у крестьян уж точно технического утиля нет:
«Для нас техника, которая вышла из строя – это наш склад запасных частей. Мы снимаем с нее болтик, гаечку, хомут, лемех, еще что-то и ставим на ту технику, которая работает. Посмотрите: на рынке «Кар-Сити» вы увидите три ряда «бэушной» сельхозтехники.
Так что к аграрному сектору утильсбор не имеет никакого отношения. Но имеет отношение к потребителям сельхозпродукции, то есть ко всем вам. Будьте готовы, что продукты питания подорожают.
Я заранее прошу у вас прощения, но по-другому мы работать не можем. Это вина тех, кого до меня озвучили, вы знаете, к кому обращаться».
В похожем ключе выступил предприниматель в сфере кабельно-проводниковой продукции Владимир Ким:
«Когда вы видели кабель в утиле? Нигде и никогда. Потому что кабель воруют: выкапывают из земли, срезают с опор линий электропередачи. Он до мусорки не долетает, на земле не валяется и окружающую среду не загрязняет. Экологию в данном случае притянули за уши, обоснование – полная «липа». Объяснение этому – коррупция или некомпетентность чиновников министерства экологии, а может быть, и то, и другое».
Предприниматель обратил внимание на еще одно интересное, на его взгляд, предназначение утилизационного сбора – монополизацию рынка. В частности, кабельной продукции.
«Правительство ввело утильсбор на кабельно-проводниковую продукцию в июне текущего года – под предлогом стимулирования отечественных производителей. Но при изучении нормативно-правового акта мы выяснили, что из 20 производителей такой продукции преференции будут получать только три-четыре самых крупных. Таким образом, утильсбор на кабель представляется средством устранения конкуренции на рынке», — пояснил он.
А председатель правления Союза промышленников и предпринимателей El Tiregi Нуржан Альтаев подчеркнул мошенническую природу утильсбора в Казахстане.
«Авторы утильсбора постарались максимально вывести его из-под контроля Комитета госдоходов и Счетного комитета, потому что этот по сути налог не идет в бюджет, он идет в карман частного предприятия Это мошеннический способ вывода денег из кармана простых людей. В России утильсбор идет в бюджет. А у нас «Оператор РОП» ссылается на коммерческую тайну и распоряжается собранными средствами по своему усмотрению.
Почему эта афера стала возможна в Казахстане? Потому что у народа нет власти и контроля ни над акимами, ни над правительством, ни над депутатами и ни над президентом. И таких афер, как утильсбор, в Казахстане – множество», — считает Нуржан Альтаев.
Санжар Бокаев добавил, что если понадобится, активисты движения #НЕТУТИЛЬСБОРУ создадут политическую партию:
«Сегодня мы выдвигаем ультиматум по пересмотру политики утильсбора и даем правительству месяц. Если в течение января правительство не пересмотрит политику, с 1 февраля мы будем инициировать процесс всенародного референдума. Вопрос на референдуме будет простым: считают ли казахстанцы необходимым утильсбор в Казахстане? Может меняться формулировка, но суть должна быть такова».
При этом председатель правления Союза промышленников и предпринимателей ISKERMEN Тимур Жаркенов уточнил позицию активистов: они не против утильсбора как такового, но за разумность.
«Наша позиция очень простая: утиль на автомобили и сельхозтехнику не должен превышать ориентировочно 100-200 долларов, как это есть во всем мире. При этом нет принципиальной разницы, государственная или частная структура будет собирать утильсбор. Принципиально то, что сейчас выстроен неправильный механизм. А этот сбор должен быть четким, понятным и прозрачным, с отчетом, на что идут средства», — отметил Тимур Жаркенов.
В итоговом заявлении движения #НЕТУТИЛЬСБОРУ, распространенном в ходе пресс-митинга, приводится шокирующая цифра:
«За пять лет было собрано 579 млрд тенге утилизационных платежей. Этих денег с лихвой бы хватило на несколько высокопроизводительных автозаводов полного цикла, а также на строительство суперсовременных мусороперерабатывающих заводов в каждом городе РК. Вместо этого мы имеем автопром в зачаточном состоянии, не решены проблемы с переработкой твердых бытовых отходов».
СПРАВКА
ТОО «РОП» — это частная структура, которая собирает утилизационные сборы – за автотранспорт, шины, аккумуляторы, масла и спецжидкости, за любую упаковку, электрическое и электронное оборудование. Причем, собирая деньги от имени государства, компания не ограничена в тратах и регламентах, работающих для госорганов и госкомпаний. Не являясь публичной компанией, ТОО не обязано раскрывать свою отчетность. По информации инсайдеров, контролирует его Алия Назарбаева.
ПОДДЕРЖИТЕ НАС!
В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!
Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ!
Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.
И есть еще несколько способов – они на этой странице.