Что произошло в Алматы, как могло мирное шествие вылиться в «террористический акт» с мародерством и гибелью людей? Этот вопрос задают себе сейчас многие обычные казахстанцы. В условиях, когда информацию приходится получать, в основном, из официальных источников, рассказы свидетелей и очевидцев — на вес золота.
Мы нашли одного из участников протеста в Алматы, в ночь с 4-го на 5-е января, который поделился своими впечатлениями. Это Аскар Исатай, житель Алматы, юрист. Публикуем его рассказ, что называется, без купюр.
«В тот день 4 января, где-то в 9 часов вечера, я проводил домой родственников, приехавших на новогодние праздники из Актобе. Они долго планировали эту поездку, и у нас была, так сказать, «культурная программа». Ведь ничего не предвещало плохого. Мы сходили за эти два дня, 3 и 4 января, на Медео, Коктобе, в кино и цирк. Ну, обычно куда ходят гости Алматы.
С ними я провел целый день, потом мы разошлись по домам. Я вернулся домой, причем на общественном транспорте, включил интернет, прочитал в соцсетях, что у ледового дворца «Алматы Арена» собираются неравнодушные жители города в поддержку Жанаозена и Западного Казахстана. И что они хотят маршем пройти на площадь Республики.
Так как я сам родом из Западного Казахстана, все происходящее в Жанаозене и Актау не оставило меня равнодушным. И после небольшого раздумья, примерно это заняло у меня минут 15-20, я решил присоединиться к митингующим. Приложение «Яндекс такси» уже не работало, и мне пришлось просто ловить такси на улице. Через некоторое время я поймал машину, и когда водитель узнал, что я еду на митинг, он не стал брать с меня денег.
«Пусть это будет моя поддержка, я тоже поддерживаю протестующих», — сказал он.
Но до площади Республики я не доехал, потому что, уже начиная с театра Ауэзова (Абая-Байзакова), было невозможно проехать. Там были люди. Вскоре толпа заполнила всю Абая-Байтурсынова, и конец ее был где-то дальше Ауэзова. По моим расчетам, то, что я видел, было не меньше 7-8 тысяч человек. А люди все прибывали и прибывали: снизу, сверху, с соседних улиц.
Спустя некоторое время в начале этой толпы – где-то в районе Абая-Наурызбая, Абая-Желтоксан, Абая-Сейфулина, начиная с района самой площади, начали раздаваться взрывы. Это были светошумовые гранаты, слезоточивый газ, как вы знаете. На самой площади, насколько я понял, было оцепление ОМОна или полиции.
Стало трудно дышать, глаза слезились, все было в дыму, но люди все прибывали и прибывали. Взрывы происходили каждую минуту, кажется, и даже потом участились — по 3-4 взрыва в минуту. Прям канонада была.
Когда начало толпы достигло Абая-Наурызбая, люди остановились, потому что все было в дыму, газ разъедал глаза, сложно было двигаться вперед. Сзади люди прибывали. Началось столпотворение.
Было уже около 12 часов ночи. Людей начали оттеснять этими взрывами, народ начал отходить назад, перестраиваться и подниматься по Сейфулина с поворотом на Сатпаева в сторону площади. Гремели взрывы, и толпа откатывалась назад, через несколько минут она опять проходила вперед, и так это движение «вперед-назад» продолжалось все время.
Также хочу отметить, что впереди толпы, видимо, шла молодежь, которая была на «Алматы Арена» и которая разогнала солдатов Нацгвардии. У них в руках были щиты, каски, дубинки. В общем, они были в авангарде. Но было еще много разных людей — обычных жителей города, среди них даже пожилые агашки и апашки 60-70 лет, люди среднего возраста 40-50 лет, молодые семейные пары, просто молодые люди. Последних, конечно, было абсолютное большинство.
Толпа периодически скандировала: «Шал, кет!», «Алға, Қазақстан», «Қазақстан, жасасын!», «Долой Семью!», пела гимн, патриотическую песню «Атамекен».
Но не было никакой агрессии, мы просто остановились у Абая-Наурызбая и стояли, потому что продвигаться было невозможно вперед. Потому что уже ближе к Абая-Наурызбая стали стрелять резиновыми пулями. Прямо перед мной ранили несколько человек: кого в ногу, кого в голову. Их выносили из толпы и увозили собственными силами. У меня одна такая пуля даже сохранилась. Через некоторое время, когда мы как-то приблизились к Сатпаева-Наурызбая, помню, там весь асфальт был усыпан этими пулями. Через какое-то время стали видны специальные машины, что-то вроде минометов, из которых воспроизводили выстрелы.
Хочу также отметить, что в том периметре Абая-Байтурсынова и Абая-Масанчи, возле Дворца спорта до Сейфуллина, много торговых точек. ТРЦ «Променад», меховой салон, магазин мобильных телефонов и еще ряд дорогих магазинов. И за все это время, пока я там был, а это 4-5 часов, я не заметил ни одного факта мародерства.
Там по обочине куча небольших продуктовых минимаркетов, и я лично видел, как люди заходили в них, покупали необходимое: воду, сигареты, напитки, маски. Потому что без обычных медицинских масок было сложно дышать. Но никто не говорил: «Дайте нам бесплатно, или мы разгромим ваш магазин!».
Там были люди, которые на своих автомобилях периодически уезжали и приезжали, привозили воду в пятилитровых бутылях, давали друг другу попить и умыться. Иначе, если этого не сделать, от слезоточивого газа хуже может стать. Когда были автомобили, которые хотели проехать, митингующие их разворачивали, но если кто-то просил, говоря, что едет домой, по каким-то срочным делам, толпа расступалась и пропускала их. И машины «скорой помощи» пропускали, никому и в голову не приходило закидать их камнями или не пропустить.
Конечно, среди толпы были и слишком радикально настроенные молодые люди, которые говорили, пойдемте туда, давайте делать то-то. Но взрослые агашки быстро их успокаивали со словами: «Никакого насилия, ничего не ломайте, стоим и ждем утра, на следующий день будет еще больше людей». И к ним прислушивались, эти горячие головы успокаивались, и как-то все это останавливалось.
Максимум, что было: вырывали штакеты из-под мусорных урн, чтобы вооружиться палками, но больше ничего такого. Никто не громил магазины, банкоматы. И так было до 05.30 утра 5 января. Потом большинство народа начало расходиться, в это время примерно и я ушел домой — уже не было смысла стоять, двигаться было невозможно, сзади толпа напирала, и началось бы столпотворение, давка.
На следующий и последующий дни — 5, 6, 7, 8 января — мои родственники и я целыми днями сидели дома, а некоторые из них — в гостинице. Она находилась на перекрестке Назарбаева-Карасай-батыра, и они оттуда в страхе наблюдали из окон, что происходило вокруг. Это же совсем рядом с Новой площадью, чуть ниже – Старая площадь, рядом банки, ювелирный магазин.
Было очень страшно, потому что были слышны выстрелы.
Одни мои родственники, приехавшие также на новогодние праздники, пережили страшный ужас в ночь с 5 на 6 января. Они остановились в ЖК «Асем Плаза», что на углу Толе би-Ауэзова, где были разгромлены магазины «Сулпак», «Планета электроники». И вот, по их словам, в ту ночь огромная толпа очень быстро, за какие-то 20-30 минут, образовалась возле их дома. Эта высотка в 15 этажей была сдана всего лишь год назад, и там, в этом доме, внизу недавно открылся ресторан восточной кухни.
После того, как были разграблены магазины, банкоматы, терминалы приема денег, мародеры просто подожгли этот ресторан, который заполыхал со страшной силой. Дым пошел верх, внутри ЖК сработала пожарная сигнализация, и через какое-то время приехала каким-то чудом пожарная команда и начала тушить. А жильцов тем временем эвакуировали из квартир. Сначала они просто стояли во дворе, но это стало небезопасно, потому что толпа бесчинствовала вокруг. Затем они спустились в подвал, в недостроенный паркинг, и находились там почти 2-3 часа, по словам моих родственников.
Не передать словами, что они пережили за это время.
Вообще, я впервые принял участие в таком масштабном митинге, ранее я выходил на пикеты, акции, но они были малочисленные, а такое многотысячное шествие видел только по телевизору или читал о подобном в зарубежных новостях.
Когда в последующие дни я стал смотреть соцсети, новости, то был в шоке, увидев, что происходит. Мародерство, разбой, убийства, вандализм, террор, стрельба настоящими пулями. Это уже какой-то кошмар начался. Я не понимал, как это могло превратиться в такой ужас. Это уже была настоящая бойня, но ведь в прошлую ночь всего этого не было!
Подозреваю, и даже уверен, что тех митингующих прошлой ночью разогнали, и вместо них на улицы вышли абсолютно другие люди и уже с другими целями: грабить и убивать. Люди, которых я вчерашней ночью видел, не могли на такое пойти».
ПОДДЕРЖИТЕ НАС!
В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!
Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ!
Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.
И есть еще несколько способов – они на этой странице.