7 февраля 2020 года стало известно о социальном взрыве на юге Казахстана — в Кордайском районе Жамбылской области.
Изначально сообщалось о нападении на полицейских в селе Сортобе. Якобы полиция остановила машину для проверки, водитель сбежал, и уже во дворе его дома, где полиция догнала убегающего, на стражей порядка напали родственники водителя, избили полицейских и забросали их камнями.
Вечером появились сообщения о массовых беспорядках в соседнем селе Масанчи. Всю ночь в социальных сетях и мессенджерах распространялись жуткие видео, на которых отчетливо видны поджоги и избиения людей.
Правоохранительные органы на протяжении всей второй половины вчерашнего дня «отделывались» короткими, малоинформативными сообщениями. Неожиданно быстро (по сравнению с прошлыми годами) отреагировал президент страны — в своем твиттере в этот же день Касым-Жомарт Токаев заявил, что драка произошла из хулиганских побуждений, чем попытались воспользоваться провокаторы». Токаев также сообщил, что «полиция нормализовала ситуацию, она взята под контроль».
Ночью журналистам в столице сообщили, что в 10.00 утра с официальными заявлениями о ситуации выступят официальные лица. Несколько раз время брифинга меняли, и в итоге заявления министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева, заместителя генерального прокурора Булата Дембаева и министра информации Даурена Абаева состоялись почти в 12.30.
Перед ними с заявлением вновь выступил президент, сообщивший о создании специальной правительственной комиссии. Токаев призвал граждан не поддаваться на провокации. Из заявления Токаева страна узнала, что в беспорядках погибли люди — президент выразил соболезнования родным и близким погибших и пострадавших.
На брифинге глава МВД сообщил: погибли 8 человек, пострадали 40. В конфликте в трех селах — Масанчи, Аухатты и Булар-батыр участвовали более 300 человек, причем у некоторых нашлось и огнестрельное оружие. Повреждено более 30 частных домов, 15 объектов торговли, 23 автомашины.
Министр сообщил, что среди пострадавших есть и сотрудники полиции, в том числе и с огнестрельными ранениями. Количество пострадавших полицейских не уточняется. «47 человек задержаны, у них изъято два охотничьих ружья. Досудебного расследование ведется по статье 272 (организация и участие в массовых беспорядках) и 99 (убийство) УК РК», — сообщил глава МВД.
Заместитель генерального прокурора Булат Дембаев заявил, что ход следствия взят под личный контроль генпрокурором страны. И предупредил об ответственности:
«В целях обеспечения законности, общественной безопасности и предупреждения правонарушений, обращаюсь ко всем жителям страны. Конституция Республики Казахстан запрещает любые действия, способные нарушить межнациональное согласие. Несоблюдение данного требования конституции влечет уголовную ответственность за умышленные действия по возбуждению национальной вражды и розни, организацию массовых беспорядков и распространение заведомо ложной информации. В этой связи призываю граждан сохранять спокойствие, не поддаваться на провокации и не способствовать распространению сведений, не соответствующих действительности».
Об этом заявил и министр информации и общественного развития Даурен Абаев, подчеркнув, что трагедия случилась «в том числе благодаря провокаторам, которые подстрекали перевести бытовой конфликт в межэтническую плоскость».
«Еще раз хочу обратиться ко всем гражданам нашей страны, журналистам, блогерам, редакторам различных каналов – сейчас мы все должны осознать ту степень ответственности ,которая лежит на нас. Любая информация, распространяемая в СМИ должна отвечать главному критерию – критерию достоверности. Всю информацию достоверную мы вам предоставим», — сказал Абаев.
Он же после брифинга весьма охотно отвечал и на вопросы журналистов, тогда как министр внутренних дел и зам генпрокурора предпочли быстро удалиться. Абаев заверил, что причина конфликта исключительно бытовая, несколько раз призвал не акцентировать внимание на национальностях конфликтующих, пострадавших и задержанных. Объяснил, почему правоохранительные органы молчали практически весь день — до заявления президента.
В объяснениях Абаева в первую очередь, акцент прозвучал на излишней эмоциональности журналистов.
«Это у вас просто на эмоциях. Я вам по фактажу, по хронологии могу сказать, что через 8 часов или в 7 часов мы распространили первую официальную информацию департамента внутренних дел Жамбылской области».
Заметим, что по официальной же информации, начало конфликта — остановка машины, произошло в 14.10, а дальше события развивались очень стремительно.
«А где правило золотого часа?» — спросили «эмоциональные» журналисты.
«Вы должны понять, здесь мы соблюли все необходимые процедуры. Прежде, чем дать любую информацию, любая информация должна быть проверена», — заявил Абаев.
Объяснил он и причины оцепления алматинской барахолки на Северном кольце (с утра в соцсетях появились фотографии пустых торговых рядов и полицейских нарядов вокруг рынков).
«Вы должны понимать, в том числе и потому, что были призывы к насилию на этой барахолке. Соответствующие усиленные меры предосторожности здесь. Да, это связано (с событиями в Кордайском районе)».
Между тем, в настоящее время появляется информация о том, что зону конфликта покидают мирные граждане, в том числе переходят казахстанско-кыргызскую границу. Официальных заявлений об этой ситуации пока не было.
Село Масанчи после ночного погрома — на видео ниже.
Село Масанчи после ночного погрома.
Posted by Kazakhstan 2.0 — KZ.media on Saturday, February 8, 2020