Home Контекст Будет хуже. Что важного сказал Токаев на заседании правительства

Будет хуже. Что важного сказал Токаев на заседании правительства

Сценарий расширенных заседаний правительства Казахстана под председательством главы государства, «написанный» еще Нурсултаном Назарбаевым, не меняется и при Касым-Жомарте Токаеве. Как водится, президент устраивает разнос министрам и акимам в духе «на хрена вы там все сидите», после чего министры и акимы продолжают сидеть, быть может, иногда меняясь креслами, а чаще всего обходятся и без этого.

Прошедшее 12 декабря заседание не стало исключением.

Президент начал с критики экономического блока. 

«За 11 месяцев текущего года рост экономики замедлился с 4,6% до 2,7%. Инфляция достигла исторических максимумов за последние 14 лет, составив 19,6%. Конечно, подобная ситуация самым негативным образом влияет на уровень жизни и доходов населения», — сообщил президент.

И добавил, что работа каждого министра и акима будет оцениваться не по отчетам, а по конкретным и ощутимым результатам.

Впрочем, после этого он должен был бы отправить в отставку премьер-министра, потому что в его рассказе о том, как правительство борется с инфляцией, не было даже ни одной цифры.

«Правительство реализует комплекс мер по контролю и снижению инфляции. В рамках этой работы предусмотрены меры по увеличению доли отечественных товаров на внутреннем рынке, развитию механизмов хранения и транспортировки продукции, поддержке розничной торговли», – ответствовал по этому поводу Алихан Смаилов.

Понимаем, премьер – человек занятой, по магазинам после работы вряд ли ходит, а потому и не знает, что, допустим отечественные помидоры в супермаркетах стоят не дешевле 950 тенге за килограмм, тогда как таджикские – чуть дороже 800 тенге. И это только один пример. Любая хозяйка приведет их с десяток. И как тут смотрится такая антиинфляционная мера, как «увеличение доли отечественных товаров»?

Далее президент призвал министров экономического блока в сотрудничестве с Национальным банком РК уделить самое пристальное внимание состоянию активов Национального фонда. Это ведь раньше большей части казахстанцев на этот фонд было «тьфу и растереть»: что есть он, что нет – какая разница.

Но президент напомнил о своем решении с 2024 года отчислять половину инвестиционного дохода Нацфонда детям, после чего, мол, все граждане будут пристально следить за состоянием дел в нефтяной кубышке. А состояние Фонда – не ахти: его доходность за последние 10 лет составила 1,6% годовых, тогда как доходность аналогичного сингапурского фонда – 6,4%, норвежского – 7,5%. 

«В ближайшее 7 лет активы Национального фонда РК должны вырасти до 100 миллиардов долларов.  Поэтому тратить из него надо меньше, а зарабатывать – больше, — поручил Токаев.

Вопрос — как этого достичь? Президент советует «внести предложения по совершенствованию управления Нацфондом с учетом вышесказанного».

Что скажешь? Дельно, придраться не к чему.

Еще одну «плюху» премьер получил от президента за производственный травматизм. В частности на предприятиях «Арселор Миттал Темиртау».

«С 2006 года на предприятии произошло более 20 аварий, унесших жизни более 100 наших граждан. Только в этом году погибли 14 человек, в том числе 1 работник на прошлой неделе. Согласно отчетам государственных органов и общественных организаций, компания нарушает трудовое, экологическое и налоговое законодательство, не исполняет инвестиционные обязательства. Общество ждет справедливых и безотлагательных мер. Контроль непосредственно за премьер-министром», — сказал президент.

А разве тут нет механизма «справедливых и безотлагательных мер»? Авария – расследование – установление ответственного лица – передача дел в правоохранительные органы – суд.  Если цепочка не срабатывает – в ней ищут неработающее звено и меняют на работающее. Если проблема имеет систематический характер, меняют «конструктора».

Какого еще контроля ждет президент?

Щедр был президент на критику и в адрес министерства энергетики, а также акимов областей, где с началом отопительного сезона произошли аварии на теплосетях.

Помимо экибастузской катастрофы, глава государства сказал, что похожие ситуации сложились в Петропавловске, Темиртау, Степногорске, Балхаше, Караганде, Актобе и Риддере, но они «не привели к должной реакции со стороны акимов, министров и, самое главное, собственников».

«У нас есть практика замалчивания потребительских проблем и эта практика привела к масштабным последствиям, для устранения которых потребовались колоссальные ресурсы. Я думаю, нужно извлечь уроки, провести расследование, почему это произошло и будем принимать соответствующие решения», — сказал Токаев.

Но, как известно, решают у нас долго, а люди мерзнут сегодня. И не исключено, что будут мерзнуть завтра, потому что решения принимает тот, кто принимал их и вчера. И мы видим, к чему их решения привели. Ведь снесли-то только акима Павлодарской области. В Минэнерго (это уполномоченный орган, а потому должен нести ответственность в первую очередь) все остались на своих местах.

Далее президент говорил еще долго, и точки действительно затрагивал чувствительные. Но все его «стенания» можно свести к его же выводу: никто ничего не делает. По наблюдениям Токаева, в работе госаппарата сохраняется формальный подход не только при рассмотрении жалоб населения, но и в ходе исполнения его поручений.

«С начала года администрацией президента в адрес государственных органов и должностных лиц направлено более 400 замечаний по качеству исполнения поручений. При этом контроль со стороны правительства, как основного координатора исполнения поручений, осуществлялся не на должном уровне», — отметил глава государства.

Ответ на вопрос «Что делать?» в такой ситуации очевиден: для начала можно наказать нерадивого подчиненного тенге или понизить в должности, а потом, если не поймет, то и уволить.

Кем заменить – вопрос не праздный.

Политолог Досым Сатпаев в одном из интервью нашему изданию говорил, что эпидемия коронавируса в Казахстане показала провал в работе чиновников всех уровней, тогда как волонтеры и руководители НПО оказались более эффективными антикризисными менеджерами. Так почему бы президенту не присмотреться к ним попристальнее? Незаменимых, как известно, нет.

И в завершение еще одна цитата президента: «2023 год, вероятно, будет более сложным и трудным, чем нынешний».

Другими словами, на власть не надейтесь — не плошайте сами. 

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.

NO COMMENTS

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.

Exit mobile version