Эта статья была опубликована на портале KZ.expert 20 марта 2019 года — в день, когда Токаев принес присягу в Сенате РК в качестве второго президента страны. В ней мы рассказали, что связывает преемника Назарбаева с первым президентом, и объяснили, почему не стоит ждать реформ.
Год спустя, в годовщину принятия присяги Токаевым в качестве главы государства и когда эйфория ожиданий чудес демократии от преемника аж зашкаливала, мы решили перепечатать эту статьи в KZ.media, поскольку считаем важным напомнить про преемственность курса и некоторые связи.
В связи с взлетом политической карьеры Касым-Жомарта Токаева стоит вспомнить, что его и третью семью Нурсултана Назарбаева связывают тесные отношения. Об этом, а также о дорогих подарках Асель, мы узнали из писем тогда еще спикера Сената Парламента РК.
Сегодня, 20 марта 2019 года, на совместном заседании палат Парламента Касым-Жомарт Токаев принес присягу в качестве второго президента Казахстана, получил удостоверение главы государства, нагрудный знак и президентский штандарт. А затем выступил с речью, после которой любые сомнения на тему того, что он собой представляет как политик и госдеятель, рассеялись окончательно и навсегда.
По нашей оценке, наиболее точно место и роль второго президента в казахстанской авторитарной политической системе и суперпрезидентской вертикали описывается словом «охвостье». Согласно словарям русского языка, охвостье — это остатки от первичной очистки зерна веянием, а в переносном смысле — сторонники, приспешники, прихлебатели.
Ниже позволим себе процитировать ключевые, на наш взгляд, абзацы из первого выступления Касым-Жомарта Токаева в качестве президента:
«Считаю необходимым увековечить имя нашего великого современника, Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева следующим образом.
Наша столица должна носить его имя и называться Нурсултан. Такое предложение уже высказано парламентариями в Декларации, принятой 23 ноября 2016 года по случаю 25-летия Независимости Республики Казахстан.
Далее. Воздвигнуть монумент в честь Первого Президента Республики Казахстан в столице нашего государства. Назвать центральные улицы всех областных городов именем Нурсултана Абишевича Назарбаева. Думаю, все согласятся, что Елбасы достоин награждения высшими званиями нашего государства — Халық қаһарманы и Еңбек Ері.
Следует также предоставить Елбасы статус Почетного сенатора.
Все портреты и фотографии с изображением Первого Президента, Елбасы останутся в качестве непременного атрибута публичных помещений, кабинетов госслужащих, зданий учебных заведений. Вся жизнедеятельность Елбасы будет обеспечиваться в соответствии с законом о Первом Президенте — Лидере Нации и другими законодательными актами. За Елбасы сохраняется вся служебная инфраструктура.
При этом нужно исходить из того, что согласно принятым Парламентом законам Нурсултан Абишевич Назарбаев остается единственным и пожизненным в нашей стране Елбасы (Отцом народа). Он также является Председателем Совета Безопасности, Председателем партии Nur Otan, Председателем Ассамблеи Народа, членом Конституционного Совета. Авторитетное мнение Елбасы будет иметь особое, можно сказать, приоритетное значение при разработке и принятии решений стратегического характера».
Таким «охвостьем» Нурсултана Назарбаева Касым-Жомарт Токаев был всегда. И хотя на фоне других приближенных «лидера нации» он выглядит вполне по-европейски, более того, работал заместителем Генерального секретаря ООН с дислокацией в Женеве, знает несколько иностранных языков, по словам людей, знающих нового главу казахстанского государства лично и часто общавшихся с ним в формальной и неформальной обстановке, он высокомерен по отношению к людям, занимающим более низкое служебное положение. Кроме того, он крайне завистлив к чужим успехам и большим деньгам, при этом угодлив и труслив в отношениях с теми, кто сильнее его или ближе к елбасы.
В подтверждение наших слов позволим себе пересказать отдельные места из писем, выложенных в свое время на сайте «Казаворд» неизвестными хакерами, вскрывшими почту госчиновников.
В этих письмах Касым-Жомарт Токаев рассказывал о своих частных визитах к Нурсултану Назарбаеву и его третьей, нынешней, жене. Они были опубликованы еще в 2014 году на закрытом в 2016 году портале «Республика». Тексты некоторых писем были на английском языке, поэтому мы дадим их в статье в русском изложении.
Так, в одном из писем Токаев сообщил своему визави, что вчера, то есть 13 ноября 2013 года, он обедал вместе с Ноль Первым и F. (Асель Исабаева — ред.) по приглашению последней. Еда, по его словам, была очень вкусной, а атмосфера — хорошей. После этого он разговаривал с F., которая пыталась узнать у него, было ли предварительное соглашение и каковы условия его возвращения (имеется в виду в Казахстан из Швейцарии — ред.). Затем он, имеется в виду Ноль Первый, предупредил о предстоящих изменениях, которые будут сопровождаться действиями, о которых они уже говорили.
Напомним, что Касым-Жомарт Кемелевич возглавил Сенат Парламента РК 16 октября 2013 года, то есть обедал он у Нурсултана Назарбаева именно в этом качестве.
Весьма любопытен интерес Асель Исабаевой к обстоятельствам и условиям возвращения Касым-Жомарта Токаева в Казахстан. Дело в том, что по информации наших инсайдеров, именно Токаев был одним из четырех свидетелей во время бракосочетания по исламскому обычаю Нурсултана Назарбаева и его третьей супруги.
Кстати, ранее, 21 марта 2011 года, когда Касым-Жомарт Токаев только начал работать заместителем Генерального секретаря ООН, в своей переписке он коснулся темы подарков.
Цитируем: «Получил, передам при случае. Забыл сказать, что купил подарков для Нее и для него на 140 тыс. Для Нее Граф — серьги и кулон. Понравилось».
(Хотя валюта в письме не указано, понятно, что речь идет о 140 тысяч евро, долларов или швейцарских франков — ред.).
Из процитированных выше писем складывается вполне понятный образ второго президента. Поэтому слова Токаева о том, что он, «полностью осознавая весь масштаб ответственности предстоящей миссии, планирует направить свои знания и опыт на всемерное обеспечение преемственности стратегического курса Елбасы», следует расценивать не как пустые, формальные, обещания, а как вполне искреннее и твердое обещание «лидеру нации» следовать его курсом.
Тем более искреннее и твердое обещание, что возможности у господина Токаева отклониться от обозначенного ему курса и выйти за пределы установленного ему коридора нет. Ведь как бы ни пытались его сторонники описать Токаева как человека, на которого нет компромата, это неправда. Компромат есть, причем в большом объеме, просто пока не было команды его озвучивать.