Сегодня, 15 января, российскую журналистку из Бурятии Евгению Балтатарову сняли с рейса в аэропорту Астаны и доставили в линейный отдел полиции. Она собиралась лететь в Париж через Стамбул, купила билеты и забронировала отель. На ней были легкие кроссовки – Балтатарова думала, что скоро будет в более теплом французском климате.

“Я избавилась от зимних вещей”, — сказала журналистка “Республике”. 

В линейном отделе сотрудники полиции попросили ее написать объяснительную, но в то же время, по словам Балтатаровой, заявили, что она может улететь из страны “ближайшим рейсом”.

Но у журналистки закончились деньги. На билет и другие расходы, связанные с перелетом, она потратила тысячу долларов.

“Я очень расстроена, я очень устала от неопределенности”, — комментирует она ситуацию.

В Казахстан Евгения Балтатарова приехала в марте 2022 года, вскоре после начала российско-украинской войны. На родине на нее завели уголовное дело о фейках о российской армии. В случае депортации журналистке грозит срок.

В ноябре прошлого года она пыталась получить в Казахстане статус беженца, но Департамент занятости Алматы ей отказал.

“Изучив мотивы и основания отказного решения, я окончательно для себя убедился, что права и свободы человека и гражданина в нашей стране не имеют никакой ценности, поскольку поданные Евгенией Балтатаровой документы даже не изучались уполномоченным госорганом. Сегодня [3 ноября] мы обратились с иском в суд за судебной защитой”, — писал по этому поводу у себя в фейсбуке адвокат Мурат Адам.

Балтатарова у себя в телеграм-канале рассказала, как Департамент занятости объяснил причины отказа:

“В основном это то, что я не предоставила оригиналы судебного решения в России о привлечении меня в качестве обвиняемой по уголовному делу о фейках, а также постановление о заочном аресте и розыске.

Интересно, как же я должна добыть оригиналы? Смотаться в Россию? Оригиналы не дали даже адвокату. Он успел только сфотать, и эти фотки я приложила. При этом они сами прилагают справку из КНБ о том, что я нахожусь в розыске.

Второй момент, я прибыла с территории Узбекистана, а значит должна была просить убежище там. А ничего, что я в Узбекистане была транзитом менее 24 часов, и на тот момент никакого уголовного дела не было? Оно появилось, когда я уже была в Казахстане и не могла его покинуть из-за межгосударственного розыска.

Третий момент — я не подалась на беженство сразу, как приехала или как узнала об уголовном деле.

Объясню. Подача на беженство это крайняя мера. В самом департаменте говорят, что подаваться к ним стоит если нет другой возможности остаться. Так как по логике и практике процедура беженства лишь ускоряет, а не оттягивает депортацию. Так как в итоге беженcтво вам все равно не дадут. Как только процедура запущена, у вас от трех месяцев до года. Если есть иная возможность, например, жить тут по РВП, то лучше оформлять РВП. Это год, и можно продлять. Людям без уголовок можно оформить ВНЖ на 10 лет. Но РВП мне не продлили по надуманной причине, и только тогда я пошла за беженством”.

После этого Балтатарова пыталась опротестовать решение Департамента занятости в суде, но суд отказал ей в удовлетворении иска.

Позже в своем телеграм-канале Евгения написала, что ей все-таки разрешили вылететь ближайшим  рейсом в Париж.

Сейчас она ищет деньги на билет. Надеемся, ей удастся улететь. 

UPDATE. «Меня выпустили. Наконец-то», — написала Евгения на следующий день, 16 января, в своем телеграм-канале. Она улетела во Францию. 

СПРАВКА

Евгения Балтатарова уехала из России в марте 2022 года. В июне суд в Улан-Удэ заочно арестовал журналистку. Россия объявила Балтатарову в международный розыск. На неё заведено два уголовных дела о «фейках» о вооружённых силах РФ (ст. 207.3 УК РФ).В июне 2023 года власти Казахстана отказали Балтатаровой в продлении временного пребывания. 

Как раз тогда, когда Евгения пыталась сдать документы на получение статуса беженца в Казахстане и несколько часов находилась в Управлении занятости и социальных программ Алматы в отделе миграционных процессов, журналист Назира Даримбет взяла у нее комментарий. На видео Евгения рассказывает, как сотрудники ведомства под разными предлогами тянули время.

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.