Оппозиционную бурятскую журналистку Евгению Балтатарову могут депортировать из Казахстана в Россию в любой момент. Об этом она написала в своем телеграм-канале. А на родине ей грозит до 15 лет тюрьмы.
Журналистка рассказала, как департамент занятости объяснил, почему ей отказано в убежище:
«В основном это то, что я не предоставила оригиналы судебного решения в России о привлечении меня в качестве обвиняемой по уголовному делу о фейках, а также постановление о заочном аресте и розыске.
Интересно, как же я должна добыть оригиналы? Смотаться в Россию? Оригиналы не дали даже адвокату. Он успел только сфотать, и эти фотки я приложила. При этом они сами прилагают справку из КНБ о том, что я нахожусь в розыске.
Второй момент, я прибыла с территории Узбекистана, а значит должна была просить убежище там. А ничего, что я в Узбекистане была транзитом менее 24 часов, и на тот момент никакого уголовного дела не было? Оно появилось, когда я уже была в Казахстане и не могла его покинуть из-за межгосударственного розыска.
Третий момент — я не подалась на беженство сразу, как приехала или как узнала об уголовном деле.
Объясню. Подача на беженство это крайняя мера. В самом департаменте говорят, что подаваться к ним стоит если нет другой возможности остаться. Так как по логике и практике процедура беженства лишь ускоряет, а не оттягивает депортацию. Так как в итоге беженcтво вам все равно не дадут. Как только процедура запущена, у вас от трех месяцев до года. Если есть иная возможность, например, жить тут по РВП, то лучше оформлять РВП. Это год, и можно продлять. Людям без уголовок можно оформить ВНЖ на 10 лет. Но РВП мне не продлили по надуманной причине, и только тогда я пошла за беженством».
Евгения также подчеркнула:
«Мой кейс очень важен тем, чтобы показать практику соблюдения прав беженцев и соответствующей Конвенции ООН. Если я с совершенно четким кейсом и преследованием не могу получить беженство в Казахстане, тогда что говорить о других?
Вся система, с первых инстанций работает на то, чтобы защиту в Казахстане вы не получили. А это значит, что пора ставить вопрос о выходе Казахстана из Конвенции. По итогам моего дела все материалы будут направлены в УВКБ ООН».
В разговоре с изданием «Люди Байкала» Евгения также сказала, что суд, скорее всего, проиграет. А в другую страну из Казахстана её не выпускают.
«Это ведь не только со мной происходит. Все россияне с уголовками — в Казахстане под угрозой депортации в любой момент или ареста и СИЗО. Не помогают ни суды, ни процедуры. Всем плевать», — добавила Евгения.
СПРАВКА
Евгения Балтатарова уехала из России в марте 2022 года.
В июне суд в Улан-Удэ заочно арестовал журналистку. Россия объявила Балтатарову в международный розыск. На неё заведено два уголовных дела о «фейках» о вооружённых силах РФ (ст. 207.3 УК РФ).
В июне 2023 года власти Казахстана отказали Балтатаровой в продлении временного пребывания.
Как раз тогда, когда Евгения пыталась сдать документы на получение статуса беженца в Казахстане и несколько часов находилась в Управлении занятости и социальных программ города Алматы в отделе миграционных процессов, мы взяли у нее небольшой комментарий. Она рассказала нам, как сотрудники ведомства под разными предлогами тянули время — то у них совещание, то база не работает.
Комментарий Евгении Балтатаровой «Республике» можно посмотреть в нашем телеграм-канале по этой ссылке.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.