6 октября имеющие право голоса казахстанцы определятся быть или не быть атомной электростанции в республике. Точнее, проголосуют на республиканском референдуме, который приказал провести второй президент РК Касым-Жомарт Токаев, подписавший 2 сентября 2024 года соответствующий указ.

По-нашему, и не только, мнению, положительные итоги предстоящего референдума предопределены, о чем свидетельствуют чрезвычайные усилия всей казахстанской «суперпрезидентской» машины. Тем не менее, мы считаем, что это решение Акорды заслуживает высокой оценки, но не как начало прорыва в области энергетики и научно-технического прогресса в целом, а как грамотный внутриполитический маневр.

Дело в том, что господин Токаев и его команда с помощью данного референдума решают сразу несколько достаточно сложных проблем:

  • во-первых, снимают с себя обвинение в том, что они принимают   стратегически важное для всей страны решение, не спросив казахстанцев;
  • во-вторых, запустив обсуждение данной темы заранее, до принятия соответствующего решения, они «сбрасывают» напряжение в обществе, которое в силу слабости нынешнего политического режима, теоретически способно привести к повторению январских событий 2022 года;
  • в-третьих, опробуют новую тактику работы государство с обществом, в рамках которой объединяются усилия государственной машины, зарегистрированных политических партий, квазигосударственных НПО и зависимых лидеров общественного мнения, причем на всех уровнях — от национального до местного;
  • в-четвертых, смогут по итогам голосования определить территории, где поддержка «Нового Казахстана» и лично Касым-Жомарта Токаева наиболее слаба, и соответственно поймут, где нужно усиливать агитацию и пропаганду, а также увеличивать расходы бюджета на подкуп избирателей;
  • в-пятых, мобилизуют казахстанцев на поддержку второго президента РК и его экономической и социальной политики.

Конечно, теоретически есть вероятность того, что результаты референдума окажутся отрицательными, и строительства АЭС в Казахстане не будет. Но мы считаем, что в этом случае Акорда не просто потерпит серьезное внутриполитическое поражение. Поскольку электроэнергия —  товар, который потребляют все, то если его не будет хватать, то и возмущаться будут все. А именно этого больше всего и боятся сейчас Касым-Жомарт Токаев и его «суперпрезидентская» вертикаль.

Так что АЭС в Казахстане быть. Другое дело, когда она будет завершена, во сколько в итоге обойдется и сколько будет стоить производимая ею электроэнергия?

Дело в том, что в силу низкой плотности населения в Казахстане, порядка 7 человек на квадратный километр, строительство в стране крупных генерирующих объектов позволяет решать только часть проблемы – в частности увеличивать поставки электроэнергии на оптовый и розничный рынок и повышать устойчивость энергосистем и соответственно снабжения потребителей.

Но при этом значительная часть населения в стране, особенно проживающая в сельской местности, а также малый бизнес в зонах, отдаленных от центров генерации электроэнергии, сегодня выживает только благодаря тому, что государство волей неволей заставляет энергокомпании поставлять им электроэнергию, причем зачастую дешевле себестоимости ее производства.

Но подобный диктат автоматически приводит ко многим проблемам, в том числе к затруднениям при подключении к сетям, скачкам напряжения и нестабильности поставок. Поэтому следующий вопрос, который неизбежно встанет сразу после того, как решение о строительстве АЭС в Казахстане будет принято и начнутся подготовительные, а затем строительный работы:  сколько будет стоить ее электроэнергия для оптовых и розничных потребителей?

Впрочем, точно такие же вопросы предстоит задаваться и в случае строительства в Казахстане новых угольных или газовых электростанций – ведь себестоимость производимой ими электроэнергии точно будет существенно выше, чем у построенных еще в советское время.

На наш взгляд, программа развития казахстанской энергетики, в том числе и электроэнергетики, должна начинаться не сверху, как это имеет место быть, а снизу – с оценок конкретных территорий и потребностей населения и бизнеса.

И с учетом того, как быстро развиваются технологии, может оказаться, что будет выгоднее для отдаленных населенных пунктов и объектов бизнеса строить ветровые и солнечные станции, продукция которых в итоге, с учетом стоимости поставок и потерь, будет ниже, чем у новых АЭС, угольных и газовых электростанций.

К сожалению, эта тема в ходе нынешней дискуссии на тему строительства АЭС в Казахстане не поднималась. В основном «драка» шла вокруг вопросов необходимости, экологичности и безопасности.  

Читайте больше на эту тему по ссылкам ниже:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона  8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.