Касым-Жомарт Токаев может гордиться: в выстраиваемом им «слышащем государстве» «слышащим» стало гражданское общество. В итоге событие, на которое еще недавно не обратили бы внимания, обернулось скандалом.

Речь идет о подписании международного контракта на покупку у компании Wabtec 300 машинокомплектов американского железнодорожного локомотива серии ES44ACi. Общество возмутила цена сделки: 4,2 млрд долларов.

Согласно расчетам комментаторов в соцсетях, на рынке эти локомотивы стоят в разы дешевле. В связи с чем в адрес «Казахстан Темир Жолы» «полетели» вопросы. Не имеем ли мы дело с коррупционной сделкой? Не замешаны ли тут какие-то политические интересы? И оправдывает ли цель средства?

Напомним, что об этой сделке рассказал сам президент США, чрезвычайно довольный суммой контракта.

_

«Я только что завершил прекрасный разговор с президентом Токаевым. Они подписали крупнейшую в истории закупку железнодорожного оборудования из США на $4 млрд. Поздравляю президента Токаева с великолепной покупкой. Эта страна и весь мир построены на надёжных железных дорогах. Теперь они вернутся, и БЫСТРО», — написал Трамп в своей соцсети.

За чей счет банкет?

Одним из первых критиков контракта стало Казахстанское общество миноритарных акционеров (QAMS). В своем t-кaнaле  эксперты QAMS обратили внимание на то, что исходя из суммы сделки цена одного локомотива выходит 13–14 млн долларов, а это вдвое выше мирового диапазона, колеблющегося в пределах 2,5–7 млн долларов.

В качестве одного из примеров была приведена сделка 2024 года: MRS Logística (Бразилия) заказала 30 локомотивов ES44ACi за 101 млн долларов. То есть по цене 3,4 млн долларов за единицу.

Более того, Казахстан закупает не готовые локомотивы, а машинокомплекты, которые будут собраны на заводе «Локомотив құрастыру зауыты» в Астане, который работает аж с 2009 года.

«То есть инфраструктура давно создана, и именно здесь планируется сборка. Возникает логичный вопрос: почему при наличии собственного завода итоговая цена оказывается выше мировой? Сделка историческая и имиджево значимая для Казахстана и США. Но именно её масштаб поднимает главный вопрос: какая часть $4,2 млрд приходится на сами локомотивы, а какая — на сервис, комплекты и прочие расходы?» — адресовало QAMS свой вопрос КТЖ.

За все заплатит пассажир?

Как ни необычно это выглядит для казахстанских властей, в  КТЖ, чьим единственным акционером является нацфонд «Самрук-Казына», 100% акций которого контролируется правительством, приняли вызов и ответили не просто на бумаге, а в ходе пресс-тура на вышеозначенный завод.

Как сообщила замгендиректора ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» по экономике и финансам Шолпан Омарбекова, 4,2 млрд долларов – это суммарная стоимость нескольких контрактов, а не только стоимость 300 локомотивов.

В сделку, по ее словам, входят:

  • закуп 300 локомотивов в 2027–2036 годах (по 30 единиц ежегодно) у «Локомотив құрастыру заводы»;
  • продление до 2058 года сервисного договора на 405 локомотивов, уже купленных ранее;
  • полное сервисное обслуживание новых локомотивов сроком на 18 лет;
  • поставка пяти комплектов цифровой системы KinetiX для учета, контроля и диагностики подвижного состава;
  • капитальный ремонт тормозных цилиндров и компрессоров для 505 локомотивов в течение трех лет;
  • строительство социальных объектов для работников сервисных центров в отдаленных регионах.

Финансирование планируется за счет собственных и заемных средств КТЖ.

Однако такие ответы вызвали новую серию вопросов.

«Как КТЖ будет обслуживать свои долги (без того внушительные)? После «супертяж»-сделки они еще больше возрастут.

_

На 1 июля 2025 совокупные обязательства КТЖ составляли 4.48 трлн тенге при собственном капитале 2 трлн тенге. То есть на каждый 1 тенге собственного капитала приходится 2,2 тенге обязательств.

_

Это высокий уровень долговой нагрузки.

_

Это значит, что КТЖ зависит от заемного финансирования, и такая зависимость может привести к росту тарифов КТЖ в условиях ее монопольного положения на рынке жд перевозок Казахстана. Неслучайно в июне прошлого года глава Высшей аудиторской палаты, экс-премьер Алихан Смаилов заявил о рисках дефолта КТЖ», — написал на своей страничке в Facebook исполнительный директор Ассоциации Данияр Темирбаев.

Покупаем безопасность? Или молчание?

Между тем в Facebook развернулась дискуссия о том, кто виноват в совершении этой сделки, будет ли кто-то за нее отвечать и можно ли ее предотвратить.

«А слабо написать заявление по факту воровства Токаевым и другими через завышение стоимости локомотивов по контракту с Webtec?» — закинул вопрос общественник Серикжан Есенгосулы, добавив, что написать «куда следует» может любой гражданин страны.  

«Граждане» подключились, предложив даже квалификацию действий подписантов контракта с точки зрения уголовного законодательства.

Мол, эти действия тянут на «присвоение или растрату вверенного чужого имущества» и на «халатность», нужна юридическая экспертиза сделки и обжалование ее в административном суде. А для придания процессу гласности на международной арене поступило предложение направить копию заявления послу США в Казахстане.

В качестве застрельщиков «фейсбукчане» предложили выступить депутатам мажилиса. В частности, прозвучало имя Ермурата Бапи, и он не заставил себя долго ждать. С подачи Бапи коррупционная на вид сделка приобрела ярко выраженный политический окрас.

«В этих миллиардах содержатся не только стоимость локомотивов, но и цена гарантии безопасности Казахстана! Думаете Токаев не знал, что завышена цена локомотивов в 10 раз? По-моему, сначала надо вникнуть что к чему, а не бежать впереди этих локомотивов.

_

Мы буквально ничего не знаем о начинках контракта и хотим сразу написать заяву в прокуратуру, которая назначается самим же президентом (…)

_

(…) Если вдруг северный сосед нападет, то тогда узнаем точную цену этой гарантии: отчитаться локомотивами — много или мало. Украина ради нее отдает свои редкоземельные залежи, которые гораздо дороже этих локомотивов. Вся Европа умоляет Штатов, чтобы те выступили в защиту континента. Я уверен в том, что в этом 4-миллиардном контракте содержится нечто масштабное, чем эти «паровозы»», — написал Бапи в комментариях под постом.

Заочно Бапи возразил общественный деятель Оразалы Ержанов. По его словам, переплата в 10 раз слишком велика за некую гарантию безопасности, тем более что опыт той же Украины показывает, что гарантия эта — «дырявая».

«Вы сами верите в то, что написали? Это выглядит как неуместная шутка. Кого в этом веке американские гарантии сделали счастливым? Война РФ-Укр могла закончиться в 2022 году, но нет, американцы сказали, будем с вами до конца, дадим все, что нужно. Теперь говорят, что все это было в кредит, дальше любой патрон втридорога. Грош цена таким гарантиям!

_

Даже для этой военной «помощи» у Украины есть готовая инфраструктура НАТО в соседних странах, а куда Вы нас толкаете с этой ложной надеждой?

_

Или все же эти паровозы за 4 млрд долларов — прямая коррупционная сделка, либо плата за другие грешки властей?» — написал Ержанов.

В комментарии Respublika.kz.media Оразалы Ержанов пояснил, почему он не верит в коррупционность сделки:

«У нищей компании КТЖ нет собственных денег в 4 млрд долларов. Беда КТЖ в том, что в период еще Назарбаева очень сильно перегрузили эту компанию, загнали в ужасные долги. Им надо брать кредит. А любой банк скажет: «Ребята, вы в своем уме? Почему вы не купите гораздо дешевле? Даже у этой же компании. Почему вы по такой цене берете?» Никто не дал бы кредит под это. Поэтому я не думаю, что это коррупционная сделка».

«Покупку безопасности» Ержанов тоже не берет в расчет, потому что «делать что-то, если вдруг Россия нападет, брать курс «анти-Россия» — это неправильно». У Казахстана есть дипломатический корпус, вот пусть он и обеспечивает нашу безопасность дипломатическим путем.

Между тем, возможность политического торга Ержанов допускает, потому что в этом плане «Казахстан Токаева не сильно отличается от Казахстана Назарбаева», когда такая торговля была делом чуть ли не обыденным.

Предметом же такого торга, считает Ержанов, может быть информация об убийстве в Украине журналиста Айдоса Садыкова.

«Я считаю, что это плата за молчание. Политическое руководство США имеет полный формат событий, связанных с этим убийством, у меня нет сомнений.

Всю картину убийства Айдоса Садыкова знают, прежде всего, в СБУ Украины и, естественно, политическое руководство страны. И конечно, спецслужбы стран-союзников –британское МИ-6 и ЦРУ США. Самому украинскому руководству с нами торговаться вроде не о чем, а американское, я думаю, себе такое может позволить.

Есть торг или нет – возможно, мы узнаем после визита Токаева в США, который намечен на начало ноября текущего года», — объяснил Ержанов.

Цель оправдывает средства?

Мы в свою очередь не стали сбрасывать со счетов версию о «покупке безопасности» и попросили оценить ее правозащитника Евгения Жовтиса.

Жовтис полагает, что Казахстан находится в сложном геополитическом пространстве, в окружении России и Китая, стран, у которых довольно напряженные отношения с теми же США. И Казахстану в ситуации, когда есть совершенно очевидные угрозы суверенитету и независимости, нужны дополнительные политические рычаги — для баланса.

«Господин Трамп показывает в течение своих девяти месяцев нахождения у власти, что национальные интересы США можно и нужно защищать сделками. Сделки для него — доказательство его эффективного управления. И он все оценивает в денежном или материальном выражении.

Для нас же любые подобного рода соглашения, работающие на американскую промышленность, в контексте сложного политического окружения лишними не будут. Это еще один дополнительный крючок влияния на геополитическую ситуацию с точки зрения соблюдения интересов Казахстана, независимости, суверенитета и так далее».

А вот верить или нет партнерам и стоит ли потеря доходности акционеров КТЖ  той самой «безопасности» — вопрос непростой, ответить на который, по мнению Евгения Жовтиса, может только время.  

«Такие вещи, как «безопасность», трудно измерять в конкретных цифрах. Возможно, выгоды могут быть значительно больше, чем экономические потери. Что не является, конечно, гарантией полной безопасности», — заключил Жовтис.

Себе в убыток не в первый раз

Заметим, что торговать себе в убыток с целью решения политических вопросов для казахстанского истеблишмента – не внове.

Помнится, в 2013 году была замечена небывалая до того времени торгово-экономическая активность между Казахстаном и Испанией. В то время Казахстан как раз добивался выдачи  бывшего руководителя службы безопасности Мухтара Аблязова, которого на родине обвинили в организации теракта.

Тогда, в частности, был подписан контракт между «КТЖ» и испанской компанией Talgo по обслуживанию подвижного состава на сумму 989 миллионов евро.  

Можно, конечно, списать все на совпадение, но верится в это слабо.

К слову, к настоящему времени срок контракта с испанцами еще не закончился, но недавно казахстанский министр транспорта Нурлан Сауранбаев заявил, что испанские вагоны не оправдали ожиданий казахстанцев: не такие уж они и удобные и будут постепенно меняться на другие.

Как знать, не станут ли со временем такими же «неудобными» закупаемые сегодня американские локомотивы?..

БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

_

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

_

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

_

Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.