Послание президентa РК Касым-Жомaрта Токaевa, озвученное 8 сентября на совместном заседании палат Парламента РК, содержало весьма неоднозначное в свете построения «Справедливого Казахстанa» поручение: свернуть работу по возврату незаконно приобретенных активов.
«На мой взгляд, пришло время переименовать Комитет по возврату незаконных активов Генеральной прокуратуры в Комитет по защите прав инвесторов. Надо сказать, Генеральная прокуратура хорошо поработала с владельцами незаконных активов, в казну возвращено около 850 миллиардов тенге. Эти средства направлены на возведение десяти школ и четырех спортивных сооружений, строительство и модернизацию 235 объектов здравоохранения и 177 объектов водной инфраструктуры. Ожидается поступление дополнительных сумм в республиканский бюджет», — сказал президент.
И если по иным поручениям министры во главе с премьером начали отчитываться уже 9 сентября, о судьбе комитета пока ничего не известно, о его переименовании нет информации ни нa официальном сайте генпрокуратуры, ни самого комитетa. Впрочем, сомнений в том, что в ближайшее время об этом будет сообщено, нет: защищать ведь проще, чем возвращать.
1:0 в пользу «Старого Казахстанa»
Общественный деятель, директор общественного фонд по возврату незаконно выведенных активов Elge qaitaru Орaзалы Ержанов называет это поручение поражением «Нового Казахстанa» в борьбе со «Старым Казахстаном».
«Это признание поражения перед «Старым Казахстаном. Дa, кое-кого обезжирили. И озвучивали цифры на порядок больше, чем 840 или 850 миллиардов тенге. Но они были обезжирены в соответствии со статьями Уголовного кодекса, но никак не с законом о возврате активов. Поэтому, я думаю, это и есть поражение. Признание поражения говорит о том, что изначально был заложен ошибочный подход к этой проблеме», — сказал Ержанов в комментарии «Республике».
По его мнению, необходимо было признать факт узурпации власти в «Старом Казахстане», определить количество обогатившихся «благодаря» этой узурпации и начать с Нурсултана Нaзaрбаевa, a иначе «это все игрушки».
«Создали реестр незаконно обогатившихся, он секретный, никто не знает, кто туда вошел. И теперь ни один нормальный инвестор не может договориться с партнером извне, потому что тот не знает, не придут ли завтра «обезжиривать» его казахстанского компаньона. Понятно, что это создает инвестиционную нестабильность. Методологически ошибочным подходом создали ситуацию, которая не способна дать положительный результат. Пришлось это признать, потому и включили «заднюю». И теперь мы уже будем защищать, тех, кого не успели привлечь к ответу», — продолжает Ержанов.
Между тем, он не намерен сворачивать деятельность Elge qaitaru, только говорит, что надо осмыслить ситуацию и понять, как действовать дальше. Ведь пока работал Комитет по возврату активов при генпрокуратуре, было куда обращаться с официальными запросами и расследовательскими кейсами. Общественник полагает, что нa ниве возврата активов нужно и можно еще пахать и пахать:
«Сама-то по себе задачa не снимается с повестки дня. Казахстан, я думаю, все равно ждет справедливое время. Понятно, что уже не с этой властью. Ее представители объявили о своем решении: никто из них возвратом активов заниматься не будет».
Куда испарились 150 млрд тенге?
Орaзaлы Ержaнов не зря упомянул, что изначально говорили о возврате в страну более существенной суммы, нежели 850 млрд тенге. В частности, очень часто озвучивалась суммa в 1 триллион тенге.
О триллионе сообщали и в самом Комитете по возврату активов, и на заседании правительственной Комиссии по вопросам возврата государству незаконно приобретенных активов.
Упоминал эту цифру с двенадцатью нулями в ходе круглого стола «Возврат активов: поиск практических решений, юридические аспекты, международное сотрудничество и мировой опыт» и депутат мажилиса парламентa Ермурат Бапи.
Все эти заявления приходились нa конец 2023 – начало 2024 годов. Сегодня у нас нa календаре – сентябрь 2025 годa. Президент страны говорит о возврате 850 млрд тенге. И у нас нет оснований ему не верить: как-то не пристало главе государств «врать» в таком вопросе. Да и смыслa нет, потому что 1 триллион, если он был, звучал бы из его уст куда солиднее.
Два вопроса Акорде
У нас в связи со всей этой ситуацией возникает два вопроса.
Вопрос первый. Куда делись 150 млрд тенге?
150 млрд – это не некая абстрактная суммa. Это, скажем, 18 школ нa 2 000 мест каждая. Или 22 поликлиники нa 250 посещений в смену с диагностическими кабинетами и дневным стационаром.
Вопрос второй. Если пресловутый триллион был возвращен по итогам 2023 года, чем занимался Комитет по возврату активов с января 2024-го по сентябрь 2025-го? С учетом того факта, что сумма возвращенных активов не увеличилась, a, напротив, ужалась?
Согласитесь, вопросы вполне обоснованные и важные, но что-то нам подсказывает, что ответов нa эти вопросы мы не получим.
НАПОМНИМ, ЧТО Закон РК «О возврате государству незаконно приобретенных активов» был принят в июле 2023 года, а Комитет по возврату активов в составе Генпрокуратуры РК был учрежден 5 октября 2023 года.
БОЛЬШЕ на тему возврата активов читайте по ссылкам:
- «Решили завершить комбинацию». Оразалы Ержанов про многоходовку…
- Оразалы Ержанов: «Идет борьба за сохранение наворованного»
- «Огласите весь список». Оразалы Ержанов требует больше прозрачности при возврате государству активов
- Elge Qaitaru: есть претензии к Jusan Bank, «Казахмысу» и «Казахтелекому»
- Вернуть и поделить. Абилов и Ержанов займутся возвратом активов
- «Так себе результат». В Алматы обсудили итоги работы по возврату активов
- «Никакого ТОО здесь быть не должно». Зачем для управления возвращенными государству активами создали коммерческую…
- «Не раскулачивание, а амнистия». Что не так с возвратом капиталов?
- Заграница поможет. Elge Qaitaru обратился в прокуратуру Невады
- Поможет ли отобрать у Семьи активы отмена закона о Елбасы?
- Указ есть — дело за законом. Поможет ли он вернуть капиталы в страну?
- Все ли тут чисто? Десять вопросов ERG от фонда «Elge Qaitaru»
- Как вернуть активы. ВИДЕО
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
_
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
_
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
_
Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.