Любой врач прежде, чем приступить к лечению пациента, должен поставить правильный диагноз. Подобным образом следует поступать и законотворцам, полагают в общественном фонде по возврату незаконно выведенных средств Elge Qaitaru, анализируя вышедший из-под министерского пера проект Закона «О возврате государству незаконно приобретенных активов». Этой теме была посвящена пресс-конференция фонда, состоявшаяся в Алматы 1 июня.

Напомним, о необходимости разработки такого закона президент РК Касым-Жомарт Токаев заявил в ходе своей инаугурации в ноябре прошлого года. И вот спустя полгода проект представили общественности.

Надо сказать, авторы не выполнили спущенный президентом план: он требовал, чтобы проект закона поступил в парламент до 31 марта, а текст появился только в конце мая. И уже в этом, считает соучредитель фонда Булат Абилов, кроется некая «игра» властей с теми, кого предполагается «раскулачить»:

«Фамилии наших миллиардеров хорошо известны достаточно открыть список Forbes. Вероятно, работа над законопроектом и была столь затянута по времени, что с этими людьми велись какие-то переговоры: чего им стоит ожидать, как себя вести, что показать и о чем умолчать».

По мнению политика, этот закон может стать водоразделом между «старым» и «новым» Казахстаном и удовлетворить имеющийся в обществе запрос на справедливость. Но если принять его в таком виде, как он есть сейчас, работа по нему может превратиться в очередную амнистию капиталов, а большинство коррупционеров отделается легким испугом в виде возврата части украденного и освобождения от уголовной ответственности.

Директор и соучредитель Elge Qaitaru Оразалы Ержанов говорит, что готов разобрать весь закон постатейно. Но в рамках пресс-конференции остановился на очевидных «дырах» в документе, которые не подтверждают декларации президента, что с помощью данного закона должна быть восстановлена социальная справедливость и произведена деолигархизация экономики.

«Принимая закон, законодатель должен назвать причину, которая привела к необходимости возврата незаконно приобретенных активов в национальном масштабе. Но не называет. А причиной, на наш взгляд, является узурпация власти Нурсултаном Назарбаевым. Будь это в законе — отпали бы многие вопросы о том, кто должен попасть под его действие: те, кто непомерно разбогател в годы правления первого президента», — считает Ержанов.

Одной из таких дыр он назвал норму, в которой говорится, что необоснованным богатством того или иного субъекта будет признаваться состояние в размере тринадцатимиллионнократного размера МРП (примерно 100 млн долларов). Получается, до  этой суммы можно воровать?

Но, следуя этой логике, нужно отпускать из тюрем тех, кто украл велосипед, корову и так далее – это же ниже 100 млн долларов. Иначе нарушается одна из норм Конституции, согласно которой все граждане страны равны перед законом и судом.

Больше об агументах Оразалы Ержанова читайте здесь.

В случае принятия этой нормы, рассуждает Булат Абилов, допустим, Тимур Кулибаев возвращает в собственность государства 51% активов банка «Народного банка Казахстана», после чего он уже не миллиардер, а просто богатый человек, и предъявить ему нечего.

«Если уж вводить какой-то порог определения необоснованного богатства, мы предлагаем снизить его до 1 миллиона долларов. Потому что, например, чиновнику с зарплатой порядка 1 миллион тенге, чтобы честно заработать миллион долларов, надо не один год работать и при этом ничего не тратить. Или же вообще отказаться от порога и к каждому субъекту подходить индивидуально: вот зарплата, а что сверх этого – значит, наворовал», — предлагает Абилов.

Необоснованным Оразалы Ержанов считает и создание некоего уполномоченного органа, задачей которого будет «выявление, пресечение, раскрытие и расследование правонарушений в сфере вывода активов» (для этого есть генпрокуратура) и специального госфонда и управляющей компании, которые будут распоряжаться возвращенными активами (решение по их использованию должно приниматься парламентом при утверждении бюджета).

Между тем, заставят ли условного Тимура Кулибаева поделиться частью того, что он нажил непосильным трудом, – это большой вопрос. Об этом говорит еще один пункт, который в Elge Qaitaru относят к существенным недостаткам.

Согласно этому пункту,  распространяться нормы закона будут только на высокопоставленных чиновников — про олигархов там ничего не говорится.

Если все останется, как есть, какая же это справедливость? К тому же (и это еще одна сомнительная норма), если богатей подпишет соглашение о добровольном возврате активов, он освобождается от каких-либо преследований в будущем.

В фонде говорят, что отправят свои предложения и политпартиям, и каждому депутату лично, но не питают большой надежды, что будут услышаны.

«На мой взгляд, все уже обсудили, депутаты для вида повозмущаются, потом придет команда – «это убираем, это оставляем» — и закон принимается. Он коснется нескольких десятков человек, которые к «дележке» уже готовы. И через год перед нами отчитаются о проделанной работе. Но мы видим финал этой работы по-другому. В отношении тех людей, которые вывели средства за рубеж, должны работать санкции, о чем фонд ведет переговоры с западными политиками», — подвел черту Булат Абилов.

… Между тем, «санкции» могут наступить и для самого фонда. От идеи наказать Elge Qaitaru «за клевету и нанесение репутационного ущерба» не отказались в «Евразийской группе» (ERG)

Об этом конфликте мы рассказывали  в статье Все ли тут чисто? Десять вопросов ERG от фонда «Elge Qaitaru».

Как рассказал Оразалы Ержанов, в декабре 2022 года ERG обратилась в правоохранительные органы с заявлением о привлечении фонда к административной ответственности. Однако в январе 2023 года ERG потребовала привлечь фонд уже к уголовной ответственности – за якобы «незаконный сбор и публикацию информации, относящейся к коммерческой тайне».

«Последний раз я был на допросе на прошлой неделе, сейчас в деле уже накопилось два тома. Но мы намерены доказать, что ничего противозаконного не совершали», — добавил Ержанов.

Уже после пресс-конференции на странице фонда в Facebook появился текст, в котором упомянутые на пресс-конференции замечания к проекту были изложены в сжатой форме. Публикуем его целиком.

Общественный фонд «Elge Qaitaru»

К проекту Закона Республики Казахстан «О возврате государству незаконно приобретенных активов»

  1. Несмотря на ряд существенных недостатков проекта, принятие данного закона является существенным шагом в демонтаже постназарбаевской антинародной системы.
  2. Принимая такой важный акт, Законодатель должен назвать причину, которая привела к необходимости возврата незаконно приобретенных активов в национальном масштабе, как того требует ст. 5 проекта. Этой причиной является Узурпация власти Н. Назарбаевым и отражение данного факта в Законе исключило бы многие нестыковки в тексте проекта и обоснованные сомнения в его жизнеспособности.
  3. Проект не подтверждает декларации Президента К-Ж. Токаева о необходимости восстановления социальной СПРАВЕДЛИВОСТИ и деолигархизации отечественной экономики.
  4. Название законопроекта является узким по содержанию и не соответствуют заявленным целям, так как не все олигархические состояния произошли через незаконные приобретения у государства. (Например, УТИЛЬСБОР, Хоргос и т.д.)
  5. Самый Главный недостаток Закона – определение критерием для признания активов необоснованным богатством (незаконно приобретенным) ЗАКОННОСТИ происхождения средств, на которые приобретены активы (ст.ст. 2 и 17). Проект вообще не рассматривает в качестве критерия законность самой сделки по приобретению такого актива. Наши олигархи в состоянии представить соответствующие кредитные договоры на приобретение каждого своего актива и это сделает бессмысленным принятие такого закона.
  6. Следующий существенный недостаток – субъектами, на которых распространяется Закон, признаются только госслужащие высокого ранга. ОЛИГАРХОВ этот Закон не коснется! Кроме того, положения п. 5 ст. 2 проекта, требующие для признания субъектом наличия в совокупности трех признаков, исключают возможность привлечения к ответственности кого-либо по данному закону вообще!
  7. Самой возмутительной является норма (п. 7 ст. 2), требующая для признания необоснованным богатством превышения состояния субъекта тринадцатимиллионнократного размера МРП. Это 100 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ США! В случае принятия такой нормы, государство должно освободить всех, кто отбывает наказание за хищение на меньшую сумму, ибо согласно ст. 14 Конституции РК: «Все равны перед законом и судом». Данная норма создает широкое коррупционное поле для действующих чиновников, так как можно смело воровать до 100 миллионов долларов.
  8. Недопустимо установление единой суммы для спасения от люстрации. Для каждого субъекта эта сумма должна быть индивидуальной и основанием ее могут быть только законные доходы, включая зарплату.
  9. П/п. 1 п. 2 ст. 5 Закона определяет одной из задач: «выявление, пресечение, раскрытие и расследование правонарушений в сфере вывода активов». Но, проект не наделяет такими полномочиями специально создаваемый уполномоченный орган, что вызвало обоснованные сомнения в достаточности его полномочий для решения поставленных задач. Предлагаем обойтись без создания отдельного органа и возложить исполнение данного закона на Генеральную прокуратуру, у которой достаточно всех необходимых юридических инструментов. Также в числе инструментов реализации закона необходимо предусмотреть и меры карательного характера, в том числе и уголовное преследование.
  10. О реестре. В реестр предлагается включить только сведения о субъектах-физических лицах. Необходимо туда включить и сведения обо всех активах субъектов, признанных незаконно приобретенными. И годичного срока нахождения в реестре явно недостаточно для достижения целей закона.
  11. Вызывает сомнение норма о том, что лицо, включенное в реестр, вправе представить декларацию о раскрытии активов. Это должно быть его обязанностью!
  12. Представляется недопустимым положение проекта о том, что лицо, подписавшее соглашение о добровольном возврате активов, освобождается от каких-либо преследований в будущем. Это приведет к коррупционным сделкам.
  13. Проект предусматривает в качестве незаконно приобретенных 3 группы активов: а) необоснованные богатства; б) активы, имеющие преступное происхождение; в) активы, связанные с преступной деятельностью. И содержит определение только первой группы. Отсутствие определений двух других групп и отсылка для обращения на них взыскания к гражданско-процессуальным нормам делают невозможной исполнение закона в данной части.
  14. О специальном государственном фонде и управляющей компании. Мы исходим из того, что нет никакой необходимости в создании дополнительных структур. Все неденежные возвращенные активы должны быть переданы в ведение Комитета по управлению госимуществом Минфина РК. Все возвращенные денежные средства и выручка от реализации неденежных активов должны зачисляться на специальный счет в составе Нацфонда. Решение по их использованию должно приниматься Парламентом РК при утверждении бюджета.

Общественный фонд «Elge Qaitaru» готов представить постатейные замечания к проекту в случае возможности участия в его доработке.

Посмотрим, услышат ли учредителей фонда в Парламенте.

 

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номера телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.