О том, что возврат в экономику Казахстана незаконно выведенных из страны средств будет одной из ключевых задач его команды, бизнесмен Булат Абилов говорил еще в ходе презентации Bizdin Tandau месяц назад.
И вот на пресс-конференции 23 июня он сообщил о создании Asset Recovery Fund of Kazakhstan (Фонда возврата активов Казахстана), который займется сбором информации с целью возврата незаконно приватизированных активов и незаконно выведенных из страны средств.
«В начале нашей независимости, распустив два парламента и узурпировав власть, президент Назарбаев начал приватизацию народной собственности без общественного и политического контроля. Через коррупционные схемы значительная часть национальных богатств была сконцентрирована в руках Назарбаева, членов его семьи и приближенных.
На протяжении многих лет основными бенефициарами этих преступных схем были и остаются люди, связанные с политическим руководством страны. Что привело к сильнейшему социально-экономическому неравенству общества.
Поэтому одной из первоочередных задач, которая сегодня стоит перед нами, является восстановление социальной справедливости и устранение последствий незаконной приватизации и системной коррупции», — говорится в заявлении о создании фонда, подписи под которым поставили политик Булат Абилов и финансист Оразалы Ержанов как учредители фонда, журналист Асылбек Абдулов, публицист Сергей Дуванов и правозащитник Евгений Жовтис в качестве его попечителей.
Конечно, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев «обогнал» общественных деятелей, заявив о создании межведомственой комиссии для возврата незаконно вывезенных гражданами страны за рубеж финансовых средств еще 5 июня — в день проведения референдума по поправкам в Конституцию.
Однако у Абилова и его единомышленников в этом вопросе есть сомнения в эффективности работы действующей комиссии, потому что президент и пятью месяцами ранее говорил о необходимости проведения подобной кампании, но дальше намерений дело не пошло.
Эту мысль на пресс-конференции четко сформулировал Сергей Дуванов.
«Госкомиссия – это одна из попыток восстановить доверие к власти. Но она обречена на провал, потому что вновь получается, что с коррупцией будут бороться те люди, которые к ней имеют отношение.
Наш фонд должен быть не альтернативой, а правильной попыткой борьбы с коррупцией. Люди должны почувствовать, что для тех, кто обокрал страну, пришло время отдавать.
Таких фондов чем больше, тем лучше. Наша задача компенсировать те недостатки, которые будут со стороны власти. Сам процесс расследования разрушит атмосферу безнаказанности в стране и понизит уровень коррупции на несколько порядков», — сказал Сергей Дуванов.
Оразалы Ержанов, комментируя токаевскую инициативу, отметил странный момент в ее существовании и работе – закрытость поименного списка.
«Я со своим опытом госслужбы не помню такого, чтобы публиковался указ президента о создании комиссии, в котором не было бы ни одной фамилии ее членов. Вывод очевиден: они боятся, что народ увидит, насколько члены этой комиссии сами нечисты на руку», — считает финансист.
Возвращаясь к своему детищу, спикер отметил, что деятельность фонда будет заключаться в привлечении внимания к проблеме возврата незаконно выведенных активов, потому что иных специальных полномочий у общественников просто нет:
«Мы же не можем возбудить уголовное дело, посадить и так далее. Будем заниматься сбором информации как внутри Казахстана, так и за рубежом. Первым делом хотим обратиться в британское правительство. 3 февраля там был озвучен список лиц из Казахстана, против которых требуется ввести персональные санкции. Мы готовы поддержать обращение Маргарет Ходж* и попросим проинформировать о том, что делается с этим списком. Вся полученная нами информация будет размещаться на сайте фонда».
* Напомним, что 3 февраля в парламенте Великобритании на дебатах «Казахстан: антикоррупционные санкции» член британского парламента Маргарет Ходж призвала правительство «проактивно» наложить санкции против возможных нарушителей из Казахстана и обеспечить эффективность этих санкций с тем, чтобы Великобритания «на деле доказала» приверженность борьбе с отмыванием грязных денег.
Ходж назвала имена десятков человек, по ее мнению подлежащих санкциям. В большинстве это миллиардеры и бизнесмены, сделавшие состояние в годы пребывания Нурсултана Назарбаева у власти, а также люди из окружения бывшего президента и его родственники.
Вместе с этим Ержанов, так сказать, «подсказал», как должна действовать правительственная комиссия:
«Те предприятия, которые были незаконно приватизированы и находятся на территории государства, как раз являются источником пополнения тех средств, что выводятся за границу.
Поэтому первая задача – вернуть предприятия, добывающие и перерабатывающие природные богатства и ставшие собственностью определенных фигур путем серых коррупционных схем, народу Казахстана. И здесь надо добиваться возбуждения уголовных дел по фактам продажи этих предприятий.
А подход должен быть простым: положите на стол протокол открытого денежного аукциона и платежку, подтверждающую, что вы заплатили сумму по итогам аукциона в бюджет государства. Если этого нет, если предприятие ушло в собственность путем передачи в управление или еще что-то подобное, то созданная президентом комиссия должна в первую очередь заняться этими делами.
Так мы перекроем источник вывода незаконно заработанных денег за рубеж и станет проще заниматься возвратом выведенного».
Отвечая на вопрос, а не попахивает ли идея создателей фонда национализацией, которая негативно скажется на инвестиционной привлекательности Казахстана, Булат Абилов подчеркнул, что о национализации как таковой речи не идет:
«Варианты возврата могут быть разные, один из которых – выкуп по цене приобретения. Но если сделка проходила с элементами коррупции, то она считается недействительной. Что же до инвестклимата, мы хотим, чтобы аукционы по продаже возвращенных предприятий проходили открыто вплоть до трансляции их в прямом эфире – это самый чистый механизм».
И еще один момент, на который особо обращают внимание создатели фонда – возвращенные активы не должны поступать в государственный бюджет.
«Поступление средств в бюджет – это снова воровство, это непонятные «левые» проекты и т.д. В свое время в Казахстане действовал замечательный фонд «Бота»**, который аккумулировал 84 млн долларов, возвращенные в Казахстан по результатам «Казахгейта». К деятельности фонда государство никакого отношения не имело, и тогда все средства дошли до адресатов: до детских домов, детей-сирот.
Вот и сейчас мы считаем, что должен быть создан подобный фонд с участием авторитетных людей, без участия чиновников и депутатов – их в шею надо гнать. Средства должны идти только на качественную медицину, образование, современную инфраструктуру — то, чего не хватает Казахстану.
Если государство примет решение, что все-таки госструктуры будут распоряжаться полученными средствами, мы будем говорить, что опять идут непрозрачные сделки, несправедливое распределение ресурсов. Мы полагаем, что эти средства должны принадлежать народу Казахстана», — сказал Булат Абилов в комментарии «Республике» по итогам пресс-конференции.
**Общественный фонд «Бота» был создан в результате трехстороннего соглашения между правительствами Казахстана, США и Швейцарии. Активами фонда стали арестованные деньги в размере 84 млн долларов. Это были деньги, арестованные в банках Швейцарии в связи со ставшим в конце 1990-х годов известным делом, которое в прессе назвали «Казахгейтом». Подозрительные счета, на которых было 84 миллиона долларов в 2007 году были переданы в общественный фонд «Бота», созданный специально для их освоения.
Что касается размеров выведенных активов, политик полагает, что речь можно вести о возврате нескольких сотен миллиардов долларов:
«Правительство озвучило примерный размер выведенных незаконно активов в 100 млрд долларов. Даже если вернуть эти средства, это было бы замечательно для Казахстана. У нас сегодня годовой бюджет – 20 млрд долларов, то есть мы можем вернуть пять бюджетов. Хотя мы считаем, что выведено гораздо больше».
Показывая серьезность своих намерений, инициаторы создания фонда сформировали список крупных предприятий, приватизация которых вызывает большие сомнения. В их числе – «Казахмыс», KAZMinerals, предприятия Евразийской Группы («Алюминий Казахстана», «Казхром», «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное объединение»), «Арселор Миттал Темиртау», «Казцинк», Halyk Bank и Jusan Bank.
Также ими подготовлен список олигархов, бывших чиновников и членов их семей, которые, в силу занимаемой должности на государственной службе не могли стать обладателями больших активов законным путем и могут быть причастны к выводу капиталов из страны. Среди них есть и первый президент Казахстана, и члены его семьи, и ряд иных знаковых имен.
Заявляя о начале работы, создатели фонда говорят, что готовы к сотрудничеству со всеми здоровыми силами как в Казахстане, так и за рубежом.
КАК ПОДДЕРЖАТЬ «РЕСПУБЛИКУ»
В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые от власти или олигархов редакции могут рассчитывать только на читателей.
Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!
Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – они на этой странице.