На очередном брифинге общественного фонда по возврату активов Elge Qaitaru его директор Оразалы Ержанов снова поднял вопросы прозрачности, целесообразности и юридической базы по важной для всего общества теме — возвращении государству незаконно полученных разными гражданами предприятий, земель и другой собственности.
Пора расширить круг
По мнению Ержанова, реализация Закона «О возврате государству незаконно приобретенных активов» (закон был принят в июле 2023 года) «столкнулась с определенными трудностями». Поэтому он предлагает внести в него поправки.
«Закон предусматривает определение только круга субъектов. Между тем в 90-х годах прошлого века почти все крупнейшие предприятия страны оказались в руках непрозрачных структур в результате различных махинаций.
Для активизации процесса возврата незаконных активов было бы целесообразным законодательно закрепить, что предметом деятельности Комиссии и Комитета по возврату активов должны быть не только физические лица-субъекты, но и объекты, стоимость которых превышает определенные законом размеры в 100 млн долларов».
Сторонник четких формулировок (сказывается опыт работы в правительстве), Ержанов предложил конкретную формулировку:
«Пункт 1 статьи 9 Закона (Функции комиссии) дополнить подпунктом 5 в следующей редакции: «установление перечня объектов, подлежащих возврату государству и законность перехода в частную собственность которых вызывает разумные сомнения».
И эти объекты, по его мнению, должны быть отдельно включены в Реестр, содержащий сведения об активах, происхождение которых сомнительно.
Кстати, Реестра директор фонда коснулся отдельно. Несмотря на то, что закон предусматривает прозрачность процесса возврата активов, ни парламент, ни тем более общественность до сих пор (а с момента принятия закона прошло уже более восьми месяцев) не проинформированы, кто именно включен в список.
Поскольку «героев» надо знать в лицо, Ержанов предлагает объявить Реестр открытым для всех и закрепить эту норму законодательно.
Он также предложил сделать шире народное участие в Комиссии по возврату активов. Закон предусматривает участие в ее работе общественных деятелей — к примеру, сейчас там указаны «сотрудники квазигосударственных структур» Алихан Байменов и Жаксыбек Кулекеев.
«Я ничего не имею против этих персон, но считаю, что количество представителей общественности нужно значительно увеличить, тем более что те, с кем я говорил на эту тему, готовы работать в комиссии безвозмездно», — считает Оразалы Ержанов.
Верните хвосты
Подкинул Оразалы Ержанов правительственным структурам и новую порцию информации про «уворованное». На этот раз он предложил поинтересоваться судьбой Прикаспийского горно-металлургического комбината, созданного в 1959 году на полуострове Мангышлак для добычи и переработки урано-фосфорных руд и редкоземельных элементов.
Судьба одного из флагманов оборонно-промышленного комплекса СССР после распада страны оказалась незавидной. В 1992 году комбинат был акционирован и преобразован в АО «АК «КАСКОР», приватизирован, а впоследствии и вовсе признан банкротом и распродан частным компаниям.
Причем в этой цепочке несчастий почти на каждом этапе, как утверждает Ержанов, не обошлось без нарушения законодательства, так как:
- комбинат вообще не подлежал приватизации, поскольку являлся оборонным предприятием;
- значительные активы комбината не были учтены и оценены;
- в ходе приватизации преступным путем был уменьшен размер госдоли;
- вместе с остатками обанкроченного АО «АК «КАСКОР» с молотка ушли образовавшиеся за годы деятельности хвосто- и шламохранилища.
«Все эти отходы являются ценным сырьем, содержат редкоземельные металлы и стоят сегодня десятки миллионов долларов. И согласно действующему законодательству отходы, называемые техногенными минеральными образованиями, отнесены к категории недр и находятся в государственной собственности (…) Просим вас проверить указанные факты, принять меры по возврату государству хвостохранилищ бывшего Прикаспийского горно-металлургического комбината и включить их в состав недр РК», — говорится в обращении фонда, направленного в адрес премьер-министра РК, генпрокурора, председателя Агентства по противодействию коррупции и председателя Комитета по возврату активов.
Кто в ответе
Отвечая на вопрос, кто же виноват в том, что процесс возврата активов не приобрел широких масштабов (уже который месяц говорят о возврате одного триллиона тенге, и эта сумма не увеличивается), глава фонда Elge Qaitaru возложил ответственность за пробуксовку на главу государства:
«Я в голову господину Токаеву залезть не могу, чтобы определить: ставит ли он исчерпывающие задачи (которые потом его окружение не выполняет) или его команды половинчаты. Но в любом случае несет ответственность президент. Если подчиненные не выполняют (или не так, как следует, выполняют) его поручения, их надо уволить и нанять тех, кто будет работать», — подвел черту под брифингом Оразалы Ержанов.
Читайте также по этой теме:
- «Где деньги, Тим?» Оразалы Ержанов о сомнительных сделках олигархов
- Зачем нужен закон по возврату активов? Мнение Оразалы Ержанова
- «Так себе результат». В Алматы обсудили итоги работы по возврату активов
- Вернуть и поделить. Абилов и Ержанов займутся возвратом активов
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице.