Плохая новость от аналитиков S&P: ключевым сектором экономики Казахстана остается нефтяная сфера, на которую приходится 15% ВВП, более половины экспорта и 40% доходов правительства. Хорошая новость: несмотря на это прогноз по рейтингам Казахстана по-прежнему «Стабильный».

Макс Макгроу, ведущий аналитик направления «Суверенные рейтинги» S&P Global Ratings (Лондон), выступая на состоявшейся на днях в Алматы конференции международного рейтингового агентства, отметил:

«Мы подтверждаем суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВВ-/А-3». Несмотря на снижение нефтедобычи, ожидаем, что темпы экономического роста останутся на уровне 3,6% в среднем на 2019-2022 годы. Это обусловлено высокими показателями в сфере обслуживания и промышленности».

В то же время он обратил внимание на то, что бюджет в 2019 году будет исполнен с дефицитом из-за снижения цен на нефть и сокращения нефтедобычи, а также на увеличение бюджетных расходов. И, по его мнению, в ближайшие три года дефицит бюджета будет в среднем 0,25% ВВП.

«Что касается других факторов, влияющих на рейтинги, то, несмотря на меры казахстанского правительства по укреплению банковского сектора, мы по-прежнему отмечаем его слабость. Темпы роста кредитования незначительные. Ситуация отчасти обусловлена нехваткой кредитоспособных заемщиков в стране. В настоящий момент казахстанский банковский сектор находится на 9 месте по уровню отраслевых и страновых рисков. Шкала по классификации BICRA состоит от 1 до 10 пунктов, и в нее входят страны с наиболее слабыми показателями».

Отметил Макс Макгроу и недоверие к монетарной политике, вызванное избыточным объемом ликвидности в нацвалюте на фоне слабого кредитования. «Политика Национального банка Казахстана допускает интервенции на валютном рынке с целью предотвращения резких колебаний обменного курса тенге и обеспечения финансовой стабильности», — подчеркнул Макгроу.

По его мнению, Национальный банк может испытывать политическое давление. «В апреле 2018 года согласно указу президента НБРК учредил компанию с целью предоставления ликвидности банкам путем выкупа ипотечных кредитов» (АО «Ипотечная организация «Баспана» — авт.). Также Национальный банк приобрел долю в АО НК «КазМунайГаз» и осуществил выплаты по депозитам после девальвации в 2015 году», — привел он примеры.

Что касается других факторов, в частности, инфляции, то, по прогнозам, в 2019 году она будет соответствовать целевому показателю Национального банка РК – 4-6%.

И еще один вывод, который сделали эксперты рейтингового агентства: негативное влияние на уровень рейтингов Казахстана оказывает непредсказуемость будущих политических решений вследствие высокой централизации политических процессов.

Кстати, о политике. Спикеры конференции не обошли вниманием вопрос транзита власти в Казахстане.

«После того, как в течение тридцати лет страной руководил Нурсултан Назарбаев, в июне этого года в Казахстане был избран новый президент. Несмотря на это, мы полагаем, что Назарбаев сохранит значительное влияние на проводимую политику в стране. Но если избрание Токаева будет способствовать таким политическим реформам, как разделение властных полномочий, повышению прозрачности и подотчетности государственных институтов, то эти факторы напрямую повлияют на кредитоспособность суверенного правительства, поскольку они поддерживают стабильность и предсказуемость политической системы», — заключил Макс Макгроу.


Фотографии Юлии Козловой      

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.