Глава BI Group Айдын Рахимбаев признал: ковидный госпиталь в Алматы , построенный за за 5,5 млрд тенге был собран из  б/у блоков, стоимость которых составляла 1,9 млрд тенге.  Об этом он сказал в интервью журналисту Вадиму Борейко, автору ютуб-канала «Гиперборей». 

Тот факт, что для строительства были использованы контейнерные блоки, уже бывшие в употреблении, бизнесмен объяснил форс-мажором:

«В Алматы было небольшое количество контейнеров, мы заявку дали, сразу купили, то, что было здесь. Модули. Остальное нужно было заказывать, но их невозможно было привезти, граница закрыта (Границы были закрыты из-за пандемии коронавируса), а  они нужны были всем, на них бешеный спрос пошел.

В Атырау был только что собранный городок, в котором я и сам проживал, который был мобильный. Он может по нормам, по заключениям, разбираться и собираться от 5 до 12 раз. Приняли решение из того, что должно быть минимум 280 мест. Мы собрали здесь, на месте, и получился госпиталь, куда сразу же завезли больных».

Речь идет о вахтовом поселке BI Сamp в Атырау.

Когда журналист попросил назвать стоимость этого вахтового поселка, то бизнесмен ответил, что не готов ответить, так как он достраивался… Но при этом подчеркнул, что «когда мы его сюда привезли (речь идет о привезенных модулях в Алматы из Атырау), он был по цене дешевле нового, это естественно».

Однако неожиданно для Рахимбаева Вадима Борейко «вынул туз из рукава», сообщив, что, по его информации, городок в Атырау на 1000 мест обошелся в 1,9 млрд тенге. А в 2020, когда из этих же модулей собрали ковидный госпиталь в Алматы, тот стоил уже 5,5 млрд тенге.

Айдын Рахимбаев нервно засмеялся, а затем с некой озабоченностью сообщил:

«Да, все цифры есть, если первое время мы не могли, так как уголовное дело закончилось всего 7 месяцев назад, мы не могли его раскрывать, то сейчас секретов больших нет, мы все предоставим. Но нужно понимать, что госпиталь отличается от даже жилищных кэмпов… как обычная «Газель» от кареты скорой помощи».

На что Вадим Борейко заметил: «Ну не настолько же»!

Более подробного ответа на этот вопрос так и не последовало.

Журналисты КазТАГ в своей последней публикации на эту тему сделали подборку всей истории строительства ковидных госпиталей компанией BI Group:

3 апреля 2020 года в правительстве Казахстана сообщили, что по предложению министерства здравоохранения принято решение о строительстве трех инфекционных больниц из быстровозводимых конструкций в городах Нур-Султан, Алматы и Шымкент. Выяснилось, что возведением объектов займется компания BI Group, а стоимость строительства оценивается в Т14,8 млрд – позже стало известно, что стоимость может вырасти до Т18 млрд.

 

Возведение больниц сопровождалось многочисленными нарушениями и вызвало широкое возмущение общественности. В частности, казахстанцев возмутили размеры затрат, отсутствие ПСД, а также то, что строительство медучреждения в Алматы ведется на территории уникального памятника раннего железного века без соответствующего согласования с археологами.

 

Кроме того, казахстанцев возмутило то, что договор по больнице в Алматы заключили с BI-Industrial уже после появления сообщения, что это территория курганов. Отдельно на нарушения, которые могут негативно отразиться на памятниках, указали историк Нурлан Атыгаев, археолог Мирас Нурмухамбетов, историк Зайнулла Самашев, а также депутаты сената. В самой компании BI Group признали допущенные нарушения, но возложили ответственность на власти.

 

30 ноября ряд блогеров и журналистов сообщил о том, что пациентов инфекционной больницы на 280 мест в Алматы, построенной компанией BI Group за Т5,5 млрд, перевозят в другое медучреждение из-за серьезных проблем с отоплением. Отмечалось, что здание не выдержало первых же холодов. По официальной версии чиновников, причина переезда – открытие 30 ноября нового филиала ГКП на ПХВ «Городская клиническая инфекционная больница имени И. Жекеновой» по улице Дегдара, 10/2 в Турксибском районе, а новую больницу от BI Group было решено поставить «в резерв».

 

18 января 2021 года стало известно, что расследование ведется в отношении руководителя управления комфортной городской среды Алматы Сапара Нурашева и директора ТОО «Bi-Industrial», которые, как уточняет Telegram-канала «Чиновник», «в апреле 2020 года совершили хищение бюджетных средств в сумме Т3,9 млрд из выделенных Т5,5 млрд на строительство модульной инфекционной больницы на 280 коек-мест для усиления мер по снижению распространения коронавирусной инфекций в Алматы». Отмечалось, что «ущерб подтвержден в ходе аудиторской проверки». По информации «антикора», досудебное расследование №217500131000008 по пункту 2 части 4 статьи 189 (присвоение или растрата вверенного чужого имущества в особо крупном размере) УК РК было начато 16 января. В данном деле, по утверждению прокуратуры, нет подозреваемых. 29 января стало известно, что «антикор» заинтересовался еще одной «инфекционкой» BI Group – больницей в Шымкенте.

 

3 февраля BI Group  заявил, что Deloitte «завершил проверку затрат по строительству инфекционных больниц в Нур-Султане и Алматы». Однако, как выяснил КазТАГ, отчета не оказалось в открытом доступе, а BI Group отказался предоставить документ для ознакомления общественности, что противоречит утверждениям председателя совета директоров BI Group Айдына Рахимбаева, который задолго до начала антикоррупционного расследования в ответ на критику общественности и их опасения по поводу коррупционных рисков неоднократно уверял, что компания раскроет подробно всю информацию о больницах, предназначенных для борьбы с КВИ.

Примечательно, что Айдын Рахимбаев до недавнего времени не давал интервью казахстанским журналистам, а тут в мае сразу два больших интервью.

Первым интервьюером стал блогер Тимур Балымбетов. В нем Айдану Рахимбаеву не было нужны отбиваться от неудобных вопросов, но некоторые его ответы оказались любопытными. Приведем несколько цитат.

В целом о ситуации

«За последние 3 месяца столько всего произошло, столько не проходило не за 3 года, ни даже за 30 лет!»

О январских событиях

«Выводы еще рано делать. Общество разделилось на двое – кто протестовал и кто жестко подавлял. На бизнесе, BI Group январские события особо не сказались. Офисы продаж были повреждены, пару камазов угнали, арматуру порезали …»

О ковидных госпиталях

«Когда собирали строителей (речь о строительных организациях, 2020), то спросили какой минимальный срок на строительство. Уже Китай начал строить, Россия, Узбекистан. Все сказали – 3-4 месяца. Все строители сказали.

Только у нас были технологии быстровозводимого домостроения. Мы могли технологически собрать его как лего. Но завод еще не был запущен, поэтому тоже говорили -два-три месяца.

5,5 миллиардов много это или мало, при. Нашем обороте в 500 миллиардов тенге? Это пшик! В тот год мы налогов заплатили 30 миллиардов тенге. Первые три госпиталя были построены на половину наших налогов.

Это были единственные госпиталя, где не заражались доктора. Приезжали москвичи и они говорили – вау! Это не может быть, что построено за три недели.

Когда мы все построили, мы думали, что теперь-то точно будут грамоты, награды, вместо этого получили повестки».

О деле по хищениям

«Мы прошли три проверки. Целый год мы предоставляли документы. Несколько месяцев назад я получил орден из рук президента. И я считаю орден заслужила вся наша команда. За вклад в борьбе с пандемией».

О задержаниях крупных бизнесменов

Каждый случай надо рассматривать отдельно. Но в целом бизнес в стране напряжен. Были одни правила игры. Сейчас правила меняются. Мы все рассчитываем, что правила меняются к лучшему. Больше прозрачности, меньше избирательности. Любой нормальный бизнес именно за это.

В сегодняшней ситуации главное с водичкой ребенка не выплеснуть.

Порядок, конечно, надо наводить, если были какие-то злоупотребления, возможно делаются по каким-то давлением. Бизнес-климат в стране должен улучшиться, а не ухудшиться».

Насчет опасений, что «за вами тоже прийдут»

«Ну, конечно, опасения есть. Если силовикам говорят — проверяйте, ищите, они что-то да найдут».

О связи с семьей Назарбаева

«Ни коем образом не связан. (с семьей Назарбаева). До того как столица переехала, мы уже были состоявшейся компанией. Впервые увидел президента в 2005 году. Ни хотели и не хотим участвовать ни в политике, ни в приближении, ни в удалении».


Какому Айдыну Рахимбаеву верить, тому, который б/У модули использовал, накинув на них цену  в несколько раз, или тому, кто получил орден от президента за вклад в борьбе с пандемией? Решать вам.  

 

КАК ПОДДЕРЖАТЬ «РЕСПУБЛИКУ»

 

В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые от власти или олигархов редакции могут рассчитывать только на читателей.

 

Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.