Токаев подтвердил, что он достойный продолжатель Назарбаева, который 30 лет держался за власть, придумывая для этого различные ходы, переписывая Конституцию, проводя референдумы. Сегодня он предложил провести внеочередные президентские выборы, исключить переизбрание президента на второй срок, но ввести 7-летнее правление.
Это означает, что начали менять Конституцию уже под Токаева.
Срочность выборов нужна для того, чтобы не дать протестным процессам набрать силу. Сегодня после январской встряски они минимальные, а учитывая нарастание экономических проблем, к 2024 году переизбраться будет гораздо проблематичнее. Да и в России что-то может измениться, а без Путина будет сложнее удержаться во власти.
А через 1-2 месяца, учитывая, что выборная система остается управляемой, можно легко устроить традиционные со времен Елбасы перевыборы и получить гарантированно следующие 7 лет правления. И при этом еще и прослыть демократом, который отменил два президентских срока.
В результате этих хитрых телодвижений Токаев получает 10 лет непрерывного президентства.
И это еще не все. К 2030 году, политически окрепнув, сформировав сильную, надежную команду, ему ничто не помешает еще раз поменять Конституцию или провести референдум для получения права на следующее переизбрание. Мы это уже проходили.
А уж его трюк с перечислением части денег Нацфонда казахстанским детям — это шедевр политического предвыборного PR-а.
Во-первых, эта новость сразу стала самой обсуждаемой. Людям очень нравится, когда власть, дает им деньги, хотя они и принадлежат народу. Соответственно это отвлечет общественное мнение от того, как ловко президент добавил себе 7 лет нахождения во власти.
Во-вторых, это дает Токаеву хороший задел на переизбрание на выборах. Этакое условие — переизберите меня и начнем выплачивать с 2024 года вашим детям деньги. Нет — на нет и суда нет.
В-третьих, перечисление даже чисто символических денег на счета детей позволяет снять остроту вопроса, куда и сколько власти тратят денег из Национального фонда.
Похоже, недооценили оппоненты власти и аналитики, считающие Токаева переходной фигурой транзита власти. Он вполне оказался в струе и пошел по привычному пути автократов. Мы видим, что аппетиты у него растут, и он уже замахнулся на 10 лет президентства.
Так что обещанный ветер перемен на деле оказался всего лишь сквозняком, при помощи которого Токаев решил закрепиться во власти.