По моим данным, после обструкции, устроенной гражданским обществом законопроекту власти о мирных собраниях, Акорда вынуждена была согласиться, с предложением Евгения Жовтиса и направить законопроект на международную экспертизу в одну из трех международных организаций, членом которой является Казахстан.
Правда предварительно законопроект «почистили». Так, стало известно, что из закона убрали норму, запрещающую участие в митингах несовершеннолетних. Также убрали абсолютно дурацкую норму, запрещающую проведение митингов без разрешения, если митингующих более 250 человек.
Со слов министра Абаева, закон все же будет содержать уведомительный характер проведения митингов. Не исключено, что могут быть исключены еще какие-то недемократические нормы.
То есть законопроект «причесали», чтобы сократить количество замечаний со стороны европейских экспертов. Однако не нужно думать, что это изменит запретительно-ограничительный характер закона. Думаю, что суть его осталась прежней – власти все равно сохранят за собой право в нужных им случаях запрещать или ограничивать проведение митингов.
Есть основания сомневаться, что европейская экспертиза нового закона как-то повлияет на позицию казахстанских властей. Что бы там ни написали международные эксперты, в любом случае будет принят закон, не обеспечивающий свободную реализацию гражданами их права на проведение мирных собраний, как это предусмотрено Конституцией страны.
Моя уверенность в сказанном выше строится на понимании ситуации в стране и сущности нынешней власти, для которой важно исключить в принципе возможность любой смены власти в стране. Митинги – это один из возможных сценариев такой смены и поэтому в любом случае будет принят закон, позволяющий обеспечивать полный контроль над проведением мирных собраний. Они же там в Акорде не самоубийцы.
Во-первых, в законе сохраняются ограничения по месту проведения митингов. С точки зрения функциональности митингов это абсолютный нонсенс. Увы, но митинги в Казахстане будут проводиться не там, где хотят митингующие, а там, где это удобно властям.
Во-вторых, министр Абаев уже проговорился, что даже если проведение митингов в Казахстане будет носить уведомительный характер, то при их проведении нужно будет учитывать мнение граждан, живущих поблизости. А это означает, что если после уведомления о проведении митинга кто-то из граждан, проживающих на этой улице, будет возражать, то митинг будет запрещен. Несложно понять, что всегда может найти (или организовать) недовольных, которые будут против митинга вблизи их домов и улиц.
Так что в законе может появиться новое основание для запретов митингов — «граждане против митингующих», которое станет хорошим поводом, прикрываясь возражениями граждан, запрещать любой митинг, не устраивающий власти.
Не исключено, что в проекте могут появиться и другие нормы, позволяющие регулировать процедуру организации и проведения мирных собраний.