Накануне 22 февраля, когда запланировано проведение сразу двух митингов оппозиции, генпрокуратура выступила с обращением, в котором предупреждает об ответственности за проведение несанкционированных митингов.
Попробую, доказать, что прокуратура перепутала адресата и вместо граждан должна адресовать свое предупреждение полиции, судам и возможно самой себе.
Это вытекает из первого абзаца обращения, где написано следующее:
«В соответствии со статьей 32 Конституции граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц.
Аналогичное положение закреплено в статье 21 «Международного пакта о гражданских и политических правах».
Таким образом, Конституция достаточно четко определяет, что запрещать можно ТОЛЬКО те митинги, которые содержат прямые угрозы госбезопасности, общественному порядку, здоровью и правам других граждан. В случае отсутствия таких угроз, запреты не допустимы. Так это определяет Конституция РК.
Все митинги, которые я знаю за последние 10 лет, никак не угрожали национальной безопасности, общественному порядку и отдельным гражданам. Они были мирными и в части каких-то угроз абсолютно ничего из себя не представляли. Но власти решили по-своему.
То, что было сделано, напоминает прием карточных шулеров, умело передергивающих карты. Власти любые митинги априори тупо определили в качестве угроз для госбезопасности, общественного порядка и прав других граждан. Просто так — на пустом месте, не удосужившись хоть как-то это обосновать.
Их понять можно: после «революции роз» и Майдана для людей во власти любой митинг – это угроза, но юридически это ни в какие ворота не лезет.
И это при том, что практика проведения митингов в Казахстане свидетельствует, что митинги еще ни разу не угрожали национальной безопасности, общественному порядку, здоровью и правам граждан.
Однако это не помешало властям распространить ограничения на все митинги, которые не получили согласования с властями. Так право граждан на мирные собрания было ограничено правом власти их запрещать.
Согласно существующим разъяснениям Комитета по правам человека ООН и другим международным документам по правам человека, любой запрет митингов, должен иметь убедительные, достоверные и обоснованные доказательства, что их проведение представляет угрозу «государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц». В противном случае такой запрет не законен и должен быть обжалован в суде, до или после проведения митинга.
Здесь стоит напомнить, что Казахстан проиграл все процессы по жалобам казахстанцев в Комитет по правам человека ООН в части воспрепятствования им в проведении мирных собраний. Эти прецеденты доказывают, что с точки зрения международных норм, действия властей Казахстана нарушают международные стандарты, с которыми казахстанские власти согласились, подписав Международный пакт о гражданских и политических правах. Подписались, но не выполняют.
Таким образом, любой запрет, основанный на необоснованных предположениях, что проведение митинга опасно для «государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц», противоречит нормам Конституции РК и принципам Международного пакта о гражданских и политических правах.
Соответственно, действующий сегодня в Казахстане «Закон о порядке организации и проведении мирных собраний» не соответствует как нормам Конституции РК, так и принципам Международного пакта о гражданских и политических правах, подписанного Республикой Казахстан.
Интересно, что это нашло свое отражение в практике проведения мирных собраний в Казахстане, мониторингом чего более 10 лет занимается Казахстанское международное Бюро по правам человека. Собранная информация показывает, что большинство казахстанцев, несмотря на закон, предписывающий им получение разрешений на митинги, в основном, выходили на несанкционированные митинги. В среднем только около 10% митингов в Казахстане проводились санкционированно. В остальных случаях казахстанцы, либо вообще не обращались за разрешениями, либо обращались, но в случае отказа все равно проводили митинги.
То есть последние 10 лет казахстанцы дружно игнорировали нынешний закон, нарушающий их конституционное право на мирные собрания.
Получается, что с точки зрения международных стандартов ООН, митингующие поступали абсолютно верно, тогда как власти Казахстана все это время безбожно нарушали принципы Международного пакта о гражданских и политических правах, наказывая граждан страны за несанкционированные митинги.
Противостояние продолжается и сегодня. Между гражданами, реализующими свое конституционное право на мирные собрания и властью, не желающей разрешить людям публичные акции не устраивающие эту власть.
Спрашивается кто кого?
К сожалению, во власти нет людей, способных понять, что запретами и репрессиями нынешний рост гражданского недовольство не остановить. Остановить волну недовольства и возмущения можно только через проведение кардинальных политических и социальных реформ. Но у тех, кто принимает решения во власти, для этого нет ни политической воли, ни смелости, ни желания. Теперь это уже очевидно.
Поэтому сегодня крепнет понимание, что это возможно только в случае смены власти и прихода новых людей.
На мой взгляд, все больше казахстанцев склоняется к мысли, что исправить ситуацию можно, сделав по примеру Грузии, Украины и Армении. В противном случае мы будем пребывать в состоянии перманентного транзита непонятно откуда и куда, пока совсем не окажемся в зависимости от тех, кто найдет нам применение в качестве дешевой рабочей силы.
Но вернемся к обращению Генеральной прокуратуры, где содержится предупреждение о незаконности несанкционированных митингов. Сомневаюсь, что в прокуратуре не понимают, что нарушают Конституцию страны не граждане, выходящие на митинги без разрешения, а сами власти, мешающие им это делать, прячась за закон, принятый в нарушение Конституции, прав граждан и международных обязательств Казахстана.
Эти обязательства, к слову сказать, имеют приоритет перед нашими законами.
Повторим, что согласно Конституции страны, запрещать можно только те митинги, которые содержат реальные угрозы нацбезопасности, обществу и отдельным гражданам. Из Основного закона страны явствует, что запрет на митинги это не правило, а редкое исключение, которое, в случае несогласия, нужно обосновывать и доказывать в суде. Об этом же говорят международные документы ООН и различные пакты, подписанные Казахстаном.
Спрашивается, почему Конституционный Совет не видит явного нарушения Конституции? Почему генпрокуратура потворствует попранию конституционных норм и нарушению прав казахстанцев? Почему полиция задерживает мирно митингующих граждан, а суды выносят обвинительные решения, руководствуясь законом, противоречащим Конституции страны и игнорирующим принципы Международного пакта о гражданских и политических правах граждан? Вопросы, конечно, абсолютно риторические: все знают на них ответы.
И именно поэтому, мне кажется, настало время выносить встречные предупреждения о недопустимости таких действий самой Генеральной прокуратуре, а заодно и всему политическому руководству страны. В Казахстане все громче слышны требования тех граждан, кому надоело быть расходным материалом в политической жизни своей страны.
- Хватит держать нас за подданных, к мнению которых можно не прислушиваться!
- Хватит нарушать Конституцию и наши права!
- Хватит обещать лучшую жизнь, которую Вы не в состоянии обеспечить!
- Хватит говорить о демократии, уже ясно, что она Вам не нужна!
- Хватит говорить о правах человека – просто разрешите митинги и существование оппозиции!
- Хватит цепляться за власть, все, что могли Вы сделали. Уходите!
Но ведь не уйдут. Будут цепляться до последнего, в надежде, что их счастливое пребывание во власти будет продолжаться и дальше. Пока не получат традиционного в таких случаях пинка под зад, со всеми вытекающими из этого печальными последствиями.