Первая отчетная встреча акима Алматы Бакытжана Сагинтаева длилась четыре часа. Причем собственно само его выступление было кратким, а большую часть времени заняли  его ответы на вопросы горожан. В таком формате еще никто из алматинских акимов не общался с жителями. Этот факт особенно бросился всем в глаза. Даже тем, кто выступал с критическими замечаниями в его адрес.

Поскольку казахстанцы не избалованы вниманием своих градоначальников, мы решили дать самые обсуждаемые моменты с этой встречи.

Начнем с хорошего.

Перед отчётной встречей в Алматы обычно активистов или задерживали, или не пропускали их в здание, где она проводилась. К Бакыту Сагинтаеву пустили всех. В том числе и тех, кто потенциально может задать неудобные вопросы.

Например, Светлана Спатарь, активист экологического общества «Зеленое спасение», задала горячий вопрос по возврату нижнего участка Парка Южного. Оказалось, что аким знает об этой проблеме. Он сообщил, что владелец участка просит разрешение на строительство, а так как город ему такого разрешения не дает, он требует денежную компенсацию, но слишком высокую. В данный момент акимат с ним торгуется.

Отметим, что трансляция в прямом эфире не прекратилась после выступления акима, как это было при Бауржане Байбеке. Все желающие могли смотреть мероприятие онлайн целиком.

Профессиональный энергетик Асет Наурызбаев, занимающийся вопросами экологии, после встречи акима с горожанами на своей странице в Facebook написал по этому поводу: «Моя оценка такая: если мы упустим такого акима, грош нам цена, как гражданам».

Большой аргументированный пост в поддержку Сагинтаева и в ответ скептикам написал алматинец Валихан Атагудиев. Приведем его целиком:

«Я считаю, что всем нам, кому не безразлична текущая ситуация, нужно понимать пару простых вещей. Факт 1. Бывшее руководство убило страну за тридцать лет своего правления. Факт 2. Реформировать страну, как минимум на первом этапе, будут лица, которые находятся сейчас у власти, нравится нам это или нет (потому что в стране нет развитого гражданского общества, нет законов, нет судов, слишком низко мы пали за тридцать лет «успешного» правления).

Я всеми фибрами души ненавижу текущую систему государственного управления, но нам никуда не деться, от простой истины: единственный вариант в этой среде – только идти на диалог с действующей властью.

Мы как электорат, должны выбрать наиболее подходящего нам кандидата, и просто «топить» за него – вне зависимости, назначенный он кем-то или избирался, в каких скандалах был ранее замечен, из какой команды он или сколько у него денег. Для нас в первую очередь должно иметь значение, слышит ли он наши пожелания, готов ли он работать по нашей программе.

Поймите одну простую вещь, кроме как поддержки электората, допустим, для акима Сагинтаева, нет никаких реальных дивидендов за то, что он, в отличие от других акимов/чиновников высокого уровня, идет на диалог с гражданами и пытается работать для нас».

По его мнению, даже если аким бы и захотел резко все изменить, для этого ему нужно преодолеть жесткое сопротивление, скажем, тех же владельцев ТЭЦ:

«Чтобы что-то сделать для экологии, аким должен забрать прибыль какого-то влиятельного лица. Просто так с улыбкой на лице никто ничего не отдаст, и каждый шаг на этом пути будет даваться акиму нервами и постоянными рисками, которые ему никто не компенсирует».


С этим трудно спорить, учитывая, что сильного гражданского общества в стране   нет, а у населения нет привычки принимать участие в решении проблем.

Теперь о проблемах, которые увидели журналисты и эксперты в работе акима и его команды. Выделим среди них тему организации общественного транспорта 

В идеале город должен иметь эффективную транспортную инфраструктуру. И, конечно, общественный транспорт должен быть экологичным. В связи с чем у алматинцев традиционно возникает предложение вернуть трамваи.

На встрече акиму этот вопрос задали: «Можно ли вернуть городу трамвай?»

Бакытжан Сагинтаев ответил так:

«Моё мнение: к старому не вернуться. Это очень затратное мероприятие. Будем развивать другие виды транспорта — БРТ, электроавтобусы, проект ЛРТ мы сейчас рассчитываем. Я недавно читал, что в Стамбуле есть трамвай, который сохранили больше для привлечения туристов. У нас тоже есть сохранившаяся трамвайная линия ниже Зелёного базара. Есть такое предложение: купим старый трамвай и запустим его там. Опять же это будет интересно туристам, бизнес будет развиваться. А в целом по всему городу строить трамвайные линии — нет».

На фоне реальных проблем с транспортом и экологией предложение акима запустить туристический трамвайчик было воспринято как насмешка. А в социальных сетях по этому поводу развернулась целая дискуссия. Вспомнили, что на встрече в Алмалинском районе на аналогичный вопрос Сагинтаев ответил, что «сверху» ему предложили выбирать: или  метро, или ЛРТ. Сагинтаев выбрал метро, и именно на него были выделены деньги из республиканского бюджета. Поэтому ЛРТ  теперь строить можно только за счет города, но поскольку речь идет о сумме порядка миллиарда долларов, таких денег нет.

Приведем мнение Елены Ерзакович, много лет возглавлявшей Проект ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт Алматы»:  

«…Стоимость и сроки реализации метро и ЛРТ не сопоставимы (не в пользу метро). Сколько лет нужно, чтобы построить 23 километра метро из Алатауского района вдоль Толе би, если две станции текущей ветки строят уже много лет и никак не дотянут до конца одну линию, при том что там миллиардные субсидии на перевозки помимо капзатрат.  Он (аким) лукавит про Астану и миллиард долларов, так как есть капитальные затраты, а есть проценты за заемные деньги, и, похоже, он учитывает в затратах также выручку, которую будет получать город с билетов. В общем, путаница в головах, лишь бы заговорить тему».

Фото со страницы Елены Ерзакович

Как эксперт по организации транспортной инфраструктуры Елена Ерзакович посетовала, что «акиму впихивают электробусы по 500 тысяч долларов, которые прослужит пару лет и потом потребуют замены батарей».

Прокомментировала она это так:

«Он считает это удачной инвестицией и примером для подражания. Когда предлагают современный трамвай по цене четырех электробусов, но с вместимостью как три электробуса, который будет служить двадцать и более лет, он считает это затратным мероприятием».

Елена Ерзакович на своей странице в Facebook привела статистику развития систем ЛРТ в мире, чтобы сотрудники акимата поняли, как плохо они подготовили акима к встрече с населением.

В завершение этой темы заметим, что хотя Стамбул и отказался от трамвая в 1966 году, но в 1992 году трамвайное движение было восстановлено — вначале был запущена одна линия, а в 2011 открыли и вторую.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.