Гражданская активистка Александра Ушакова планирует провести в Алматы 14 мая 2023 года митинг в поддержку 23-й статьи Конституции Казахстана, согласно которой все граждане страны имеют право на свободу объединений.
Это интервью было записано накануне заявленной акции, на которую власти на тот момент разрешения не дали.
Коренная алматинка Александра Ушакова уже не раз «светилась» в СМИ. Непримиримый характер, обостренное чувство справедливости, диплом архитектора, эмпатия и чувство сострадания — все это заставляет ее выступать за интересы простого народа много лет. В соцсетях, да и в реале она не раз выдвигала властям ультиматумы, организовывала выступления и вот в очередной раз решила привлечь людей на митинг.
— Александра, хотелось бы узнать с чего всё началось? Мало кто добровольно отдает свое время такому «неблагодарному» занятию, как общественная деятельность. Молодежь предпочитает идти в бизнес.
— Я всегда была любознательной. Много читала, изучала, в том числе, и зарубежный опыт. Много общалась с людьми, следила за политическими процессами. Никак не могла понять почему люди у нас так плохо живут? Нет никакого порядка, коррупция, и всё делается из-под палки, или через пень-колоду.
Пять лет я занимаюсь общественной деятельностью, начинала с экологии. Мы знаем, что в Алматы с чистотой большие проблемы, коммуналка, выбросы, точечная застройка в бешеном темпе создают большой дискомфорт для жителей мегаполиса, еще и дышать нечем. И с каждым годом ситуация только ухудшается. Ухудшается здоровье граждан и детей, которым здесь еще жить и строить будущее.
Сначала я общалась с группой активистов, которые и привлекли меня к деятельности в застройке Кок-Жайляу, которую мы пытались не допустить. Всё прошло достаточно удачно на тот момент.
Следующим нашим шагом была борьба с точечными застройками, в частности – точка над метро, которую собирались строить. Тогда мы дошли до президента. И действительно, под землю мог уйти весь квартал.
В результате нашей деятельности, моей и моих сподвижников, запретили и застройку Кок-Жайляу, и строительство высоток выше Аль-Фараби.
По словам Александры Ушаковой, борьба между коррупционерами и недовольными жителями в Алматы очень трудное дело. Земля очень дорогая, на застройку выделяются огромные деньги, поэтому чиновников с застройщиками не найти днём с огнём, они проворачивают свои дела очень тихо. Но ей везло.
— Также хотелось бы вспомнить «Шанырак», – продолжает Александра. — Это очень больная тема для нашего города. Во многом, она предопределила мои будущие занятия. Я даже не представляю себе как в тот момент подобный произвол могли устроить наши власти.
Тогдашний аким Тасмагамбетов допустил очень много ошибок. Пригласили кандасов проживать на этой территории, затем перепродали эту землю. Даже если предположить, что там был самозахват, во что я не верю, то что мешает чиновникам «подзаработать» и продать эти же земли ещё раз под застройку?!
Все обжитые репатриантами дома сносились с бешеной скоростью, всем закрывались рты. Языковой барьер тоже существовал: эти люди говорят только на чистейшем казахском языке, который у нас мало кто знает, даже из чиновников. Я до сих пор общаюсь со многими кандасами, которые тогда участвовали в протесте, они уже как-то обжились здесь. Но условия жизни у них, по-прежнему, оставляют желать лучшего. Одним словом – «недограждане».
Властям пора признать, что их программа переселения репатриантов оказалась провальной! Более двадцати лет эти люди предоставлены сами себе, никак не устроены, живут многодетными семьями удручающе, кормятся случайными заработками. Между тем, среди них много образованных — медиков, учителей и даже учёных, которые вынуждены работать посудомойками или дворниками.
— Почему вы так хорошо запомнили те обстоятельства? Запали в душу?
— В тот момент я училась в старших классах и знала многих детей кандасов, в том числе и «шаныраковцев». Их детство – это жуткая трагедия. Во время сноса их построек люди были в отчаянии. Многие обвиняют в нагнетании агрессии всего протеста Арона Атабека. Но этот человек наоборот хотел, чтобы проблема решилась мирно. Привлекал внимание властей к конфликту, пытался заставить чиновников договориться на мирных условиях без столкновений. Неудивительно, что он до конца не признавал себя виновным. Так и было.
— А кроме архитектуры и экологии чем приходилось заниматься?
— Во время пандемии мне часто приходилось работать с медиками, выбивать с властей «ковидные» деньги для медперсонала. Тогда тоже была жуткая история, когда врачей скорой помощи и младший медперсонал оставили без надбавок к зарплатам, хотя люди напрямую сталкивались с инфицированными, рисковали своим здоровьем и здоровьем своей семьи.
За риск и ответственность людям надо платить!
Тогдашний руководитель скорой помощи воровал все, что можно было украсть. Наверное, чувствовал, что скоро его снимут, и старался хапнуть побольше на безбедную старость. Так и получилось. После него уже несколько начальников поменялось. Да тогда и министров всего здравоохранения меняли как перчатки.
— Чем вы занимаетесь сейчас?
— Я всегда была озадачена проблемами рабочего класса. От него многое зависит, но он у нас подавлен и бесправен. Он не научился бороться за свои права, а смотрит в рот «агашкам» и бастыкам, будто это истина последней инстанции. Между тем, хозяева в стране – это рабочие люди, на них всё держится. За их налоги строятся все бюджеты, и все воротилы и чиновники богатеют только за счёт труда простого рабочего.
Уже давно пора человеку труда вести себя как хозяин. Есть такое поверье, что если перестанут работать певцы, актёры и блогеры, то ничего не произойдёт, а если на смену не выйдет бригада сантехников или электриков, то это будет конец света в прямом смысле!
Работающий человек не может быть бедным! А у нас подавляющее количество трудяг за чертой бедности! Невозможно представить, чтобы продуктовая корзина составляла 80% от зарплаты! Но сейчас так и происходит: более половины зарплаты строителя или электрика уходит только на еду в семье!
Фактически страна обречена на нищенское существование! Богатеют только верхи и руководители! На хвалёном западе в развитых странах рабочие люди и фермеры сразу встанут и пойдут добиваться своих прав. У них огромный позитивный опыт таких противостояний с властью со дня взятия Бастилии. А наши рабочие не умеют консолидироваться, выдвигать властям свои требования и добиваться их исполнения. Я изучала иностранный опыт.
— И какой же выход из этих обстоятельств?
— Выходом из этого, на мой взгляд, может послужить только создание независимых профсоюзов и объединений рабочих. Надо объединяться и самим продвигать политическую и социальную линию.
Вообще, почему происходят такие большие проблемы с регистрацией и созданием независимых объединений, партий, профсоюзов? Потому что власть этого однозначно боится! Появляется чёткий политический оппонент не сверху, а с самого низа, и неизвестно, что от него ожидать! Это уже будет угроза для самой Акорды. Рано или поздно произойдёт повторение ситуации, когда низы не могут, а верхи не хотят. Вопрос времени. Власть в первую очередь должна для своей же безопасности взяться за решение проблем трудящихся, а не думать, как кому-то недодать и обогатиться или куда и за сколько качнуть нефть!
Хочется также сказать, что наш менталитет ещё не готов к нормальной жизни. Многие поколения людей не видели ничего, кроме тяжёлого труда и жалких копеек за него, мало кто знает, что такое туризм и как живут в преуспевающих странах. Вы сами посудите! Люди забыли, что такое рыбалка, пикник, они не знают, что такое дача. Горожане заняты лишь вопросами работы и выживания!
Поддержка государства у нас очень слабая, чиновники воспринимаются как воры и враги абсолютно заслуженно. Разрыв между богатыми и бедными максимальный – пропасть. Социальные лифты не работают. Властьимущие и простые граждане действительно живут в параллельных вселенных. А у правительства только один рычаг подавления всякого инакомыслия — страх.
— Давайте остановимся на предстоящем митинге. Не секрет, что сейчас организовать любой митинг очень трудно…
— Да, вы правы. Я подала заявку на митинг 14 мая возле кинотеатра «Сарыарка», планирую собрать около 150 человек в поддержку 23-й статьи конституции, чтобы свободно регистрировались партии и профсоюзы. Собираюсь привлечь журналистов. Ждём ответа от акимата.
Сейчас людям просто невозможно зарегистрировать любые независимые объединения людей. В ответ на уведомления о митингах акиматом придумываются глупые и нелепые отписки. Из-за одной непонравившейся буквы в уведомлении чиновники не дают согласие на проведение разных мероприятий. Любое, даже минимальное, скопление народа расценивается ими как угроза! За организаторами гоняется полиция.
Не хочет власть договариваться с гражданами, она их даже слушать не хочет в «слышащем»-то государстве! Верхам итак всё шоколадно! Населению они дают жить – это главное. А хорошо люди живут или плохо – это дело десятое.
По логике наших бастыков, хорошей жизни на всех не хватит. Но в нашей огромной и богатой стране, при такой малой численности населения хватит всего и всем! Распределять просто надо по-умному.
— Что ж, пожелаем удачи Александре.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – на этой странице.
Хорошая статья. Многие уже забыли Шанырак и их трагедию, особенно власть! Не учатся на своих ошибках. Спасибо автору и А.Ушаковой.