«Пока неизвестно, что готовит власть для всех несогласных, но советую готовиться к худшему и не забывать о мерах предосторожности», — говорит адвокат Мейржан Доскараев. И к его совету, похоже, стоит прислушаться всем, кто относится критически к происходящему в стране.

На прошлой неделе суд Астаны на два месяца арестовал известного казахстанского супермарафонца и оппозиционного активиста Марата Жыланбаева в связи с уголовным расследованием. Его подозревают в «причастности к запрещённой организации» и «финансировании деятельности экстремистской организации». Это стать 405 и 258 УК РК.

На два месяца в первой половине мая был арестован по решению суда и другой активист Аскар Сембай. Официальной причиной для возбуждения административного дела стали его посты в соцсетях 7–17 ноября прошлого года. Ему вменяют «участие в деятельности запрещённой организации» по ч. 2 ст. 405.

Так совпало, что дело по обвинению этих двух человек ведёт один следователь, и защищает их тоже один адвокат. Мы попросили Мейржана Доскараева расскаать подробнее о ситуации с его подзащитными.

Адвокат Мейржан Доскараев

 — Расскажите, когда вы встречались со своим подзащитным Маратом Жыланбаевым последний раз, как он себя чувствует?

— Я с Маратом Жыланбаевым встречался в ИВС в минувший четверг, до того, как его перевели в тюрьму. Во вторник собираюсь с ним встретиться снова. Дело очень серьёзное, с большим общественным резонансом, ко мне поступает много вопросов, поэтому держу всё под контролем.

Сам лично принёс ему печальное известие о смерти Жасарала Куанышалина. Видел его реакцию — сожаление, что не смог пойти на похороны, проводить в последний путь соратника.

А физически Марат чувствует себя нормально, готов к защитам от всяких нападок. В данный момент его водворили в СИ-12 ЕЦ — 166/1, по адресу г.Астана, район Алматы, шоссе Алаш, д. 30/1.   

НАПОМНИМ, ЧТО казахстанец Марат Жыланбаев — единственный в мире ультрамарафонец, который в 1990-е годы пробежал все крупнейшие пустыни: Каракумы, Сахару, Большую Викторию и Неваду.

 

Он семь раз попадал в Книгу рекордов Гиннесса.  

Марат Жыланбаев

 — Что ему вменяется на этот раз, какие обвинения?

 — Один из пунктов обвинения — по статье 258, часть №1 (Финансирование терроризма и экстремизма) предполагает от семи до десяти лет лишения свободы. Я подробно остановлюсь на этом моменте, как на самом серьёзном обвинении, из которого вытекают все последующие.

Предвыборная компания, начавшаяся в конце января этого года, предполагала сбор средств, о которой и объявил Марат среди своих соратников 4го февраля. По этому поводу ЦИК признал саму акцию как преждевременную агитацию. В соответствии с этим Марата сняли с предвыборной гонки в начале марта.

Он решил обжаловать такой произвол в Верховном суде, который, как оказалось впоследствии, «не компетентен решать подобные вопросы, и рассмотрение избирательных споров не входит в их прерогативу». Фактически эти законы, которые судебная власть должна соблюдать в первую очередь, нарушаются прямо в главных зданиях Фемиды!

В этот же период Марат Жыланбаев перевёл денежные средства в размере 500 000 тенге одной из активисток-кандидаток с Шымкента в поддержку. Вот на этом факте и строится всё обвинение! Именно из этого вытекает якобы «финансирование терроризма и экстремизма»! И непонятно в каком месте здесь усматривается столь серьёзная статья?!

Предвыборная кампания со стороны Марата проходила по всем правилам, прозрачно, в соответствии с законодательством!  Но ему не только «ставились палки в колёса», но и «искались» поводы чтобы скинуть с дистанции известного марафонца. Поскольку ничего серьёзного не нашли для предъявления, «доброжелатели» озаботились этим полумиллионом тенге. Вот и всё…

 — Понимая, что прогнозы – дело неблагодарное, всё-таки, задам вопрос. Каковы шансы у ваших подзащитных на благоприятный исход дела?

 — Давайте будем оптимистами! При лучшем раскладе, я думаю, что в ходе его отбывания наказания 258 статья отпадёт, а пресловутая 405 статья останется.

Хотя, по моему предположению, это дело надумано, высосано из пальца, здесь вообще нет никаких поводов для обвинения! Одним из оснований обвинений служит то, что Марат напрямую общался с Аблязовым. А разве это преступление?! У нас такое чудо-государство, что только за знакомство с неугодными личностями тебе грозит немалое наказание!  

— Можете рассказать немного подробнее о деле Аскара Сембая? Он был задержан в середине мая на улице без каких-либо объяснений.

   — Он привлекается также по статье 405, части 2 якобы за участие в экстремистской организации. (Три года назад его допрашивали в связи с делом, связанным с «Көше партиясы» — ред.).

Аскар Сембай

Там настолько у следователей смехотворные детские обвинения, что иногда сомневаешься в адекватности наших силовиков. Ему вменяют то, что, начиная с середины до конца ноября прошлого года, он вёл бурную деятельность в соцсетях — критиковал власть. У него более 25 тысяч подписчиков в ТикТок.

Он не говорил о своей причастности к ДВК, Коше партиясы и т.д., а просто высмеивал всё, что происходит на политическом олимпе в стране, высказывал своё негативное мнение.

Хочу отметить, что Аскар Сембай — бывший сотрудник силовых структур, разочаровавшийся в системе, он знает её изнутри и представляет для неё опасность. В отношении него уже раньше применялись разные меры воздействия — от штрафов до грубых задержаний. Тогда Аскар переместился в интернет. Своими язвительными фразами он немало беспокойства причинил бывшим сослуживцам.

Аскара очень грубо задержали на улице в начале мая. Шесть переодетых человек его скрутили на остановке как особо опасного преступника. Его родные обеспокоены — не секрет, что с такими, как он, могут сделать уголовники.  

— Суд вынес решение об аресте подозреваемых, и что теперь дальше?

  — Во время двух месяцев их отсидки продолжается следствие, потом их ждёт суд, который по такому делу может длиться вплоть до трёх месяцев.

Возможно, после суда их и отпустят на свободу. Но, я считаю, что в ходе этого действия «Алга, Казахстан!» тоже будет признана экстремистской организацией. Это сугубо моё мнение.

Вместе с тем, хочется сказать, что это только начало. Будет погоня за теми, кто с ними тесно общался. Незаконный обыск в доме Марата Жыланбаева, вскрытие и изучение всех телефонов, определение контактов и ещё множество разных следственных манипуляций – все это наводит на такую мысль.

У нас драконовское, жёсткое полицейское государство, и, по-моему мнению, весь протест и инакомыслие в будущем будут сразу определяться, в том числе и незаконными методами, и пресекаться на корню.  Да и сами средства связи и слежения способствуют этому.

Казахстан занимает одно из первых мест в мире по количеству сотрудников полиции на душу населения, но от этого безопаснее и лучше мы жить не стали. А кто против, тот – саботажник, экстремист, нежелательный элемент, вплоть до врага народа. Такое ощущение, что конституционные права и свободы – это сказка из страны Утопии.

НАПОМНИМ, ЧТО движение «Көше партиясы» признано в Казахстане «экстремистским». Причем судебное решение не было опубликовано, как и вынесенное в 2018 году решение о запрете движения «Демократический выбор Казахстана», «трансформировавшегося», по мнению прокуратуры, в «Көше партиясы». По обвинению в причастности к делам этих двух организаций осуждены сотни активистов. Большинство из них были признаны правозащитниками «политзаключёнными». Между тем, в резолюциях Европейского парламента оба движения названы «мирной оппозицией».

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номера телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов –смотрите на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.