В предыдущих репортажах я рассказывала, зачем приехала в Варшаву, как из столицы Польши добиралась в Киев и о первых днях в столице Украины. В этом материале хочу рассказать о том, как живут Киев и его жители во время войны, что изменилось в городе и как люди справляются с новой реальностью.
Напомним, что журналист «Республики» Назира Даримбет побывала в Украине вместе с группой журналистов из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Пресс-тур был организован Бектуром Искендером из Kloop Media Polska. Заметки с пресс-тура мы публиковали на портале и в соцсетях.
«Живем в волнении, но в надежде»
Киев встретил нас приветливой, теплой погодой — здесь оказалось теплее, чем в Варшаве, и даже, кажется, чем в Алматы.
Город живет своей жизнью, как и многие другие города в мире – обычная городская суета, и на первый взгляд даже незаметно, что в стране идет война. Люди ходят на работу, гуляют с собаками, пьют кофе, сидят в барах.
Но, пообщавшись с киевлянами, понимаешь: тревожность витает в воздухе. В любую минуту нужно быть готовым к воздушной тревоге. И необходимо относиться к ней серьезно: немедленно бежать в ближайшее убежище. Хотя сами местные жители, как они выразились, «устали бояться» и уже не обращают внимания на сигналы, некоторые даже научились распознавать по звуку, какие именно ракеты летят в сторону города и как долго они будут лететь.
Надо отметить, что украинцы очень отзывчивы, легко идут на контакт, всегда готовы ответить на любые твои вопросы. Расскажу несколько историй.
…Как-то по дороге в отель я разговорилась с интеллигентной пожилой женщиной. 86-летняя Людмила Петровна, гуляла с собакой в одном из киевских дворов. По национальности русская она с четырех лет живет в Киеве. В свое время ее семья переехала сюда из бывшей Свердловской области России, отец был военным. Сама она проработала всю жизнь медиком.
«Мое детство выпало на послевоенные годы, мы пережили ту войну, мне было 7 лет в 1945 году. И кто бы мог подумать, что такое может повториться. Сейчас кажется, что все мирно, спокойно. Продукты есть, медицинское обеспечение налажено, по сравнению с первыми днями начала войны, бомбоубежище рядом. Несмотря на то, что я русская, я бы не хотела жить в такой России, которой она стала сейчас. Мы живем в постоянном волнении, тревоге, но в надежде, что Украина скоро победит», — сказала мне Людмила Петровна.
…Гуляя по Андреевскому спуску, задала вопрос продавщице сувениров, что она чувствует в связи с войной. Женщина ответила одним словом: «Боль».
«Это же невозможно, сколько ребят погибает, за что все это нам? Да будь он проклят этот Путин…», — начала она и не смогла закончить — заплакала.
…43-летнюю Наталью я встретила возле Майдана Незалежности, она с дочерью-школьницей приехала из Одессы.
«В первые дни войны мы уехали в Германию, в марте этого года вернулись. Мы не хотели и не могли там оставаться — мой муж в Украине.
Конечно, наш шок не передать словами, мы до сих пор боимся ложиться спать, потому что в основном ночью, под утро прилетает. Но приходится с этим жить. Мы сейчас живем одним днем, не строим никаких планов, не знаем, что будет завтра. Одноклассник моего мужа погиб на войне, он был военным, незадолго до начала войны женился, потом пошел воевать в Николаеве, там и погиб.
У нас есть родственники в России, но мы перестали с ними общаться. Двоюродная сестра там живет, она до сих пор не верит, говорит, что мы сами себя тут убиваем, они зомбированы пропагандой».
…В парке возле отеля разговорилась с 34-летней Евгенией. По ее словам, для нее многое изменилось с начала войны.
«Почти все изменилось: отношение к людям, политике, финансовое состояние. Работа вроде появилась, но оплата стала меньше, я работаю в сфере образования. В начале войны не было продуктов, откуда было возить, если все базы бомбили, но сейчас, конечно, все нормализовалось. Разрушения у нас быстро застраивают, что радует, бомбоубежища везде рядом с домом есть».
Знаки и следы войны
Гуляя по городу, можно встретить солдат — собирают средства для ЗСУ.
Можно увидеть украинские военные машины, которые соседствует с мирными витринами магазинов или стоят прямо у главных городских зданий — например, у здания Киевской администрации.
Кроме обычных рекламных щитов, появились вывески, призывающие вступить в армию, и плакаты в поддержку «Азовсталь» в пору плена его бойцов.
Среди сувениров много военной атрибутики.
В Киеве на «Стене памяти погибших за единство Украины» появились имена и фотографии погибших украинцев с 24 февраля 2022 года.
К «Стене» каждый день приходят люди. С фотографий словно живые на вас смотрят тысячи людей.
Протяженность «Стены» сейчас примерно 400-500 метров, но война продолжается, и сколько на ней еще будет имен и фотографий…
«Стена памяти» в центре Киева открылась в 2015 году, а в 2020 была обновлена — на ней появились еще 4,5 тысяч фотографий.
Ниже можете посмотреть видео, которое я сделала на Михайловской площади:
Рядом со «Стеной» между Софийским и Михайловскими соборами выставлена разбитая российская военная техника – еще одно напоминание о войне.
Эта «выставка» появилась в городе в мае 2022 года. Вся уничтоженная техника была привезена из Гостомеля Киевской области.
Здесь есть танк, несколько бронированных автомобилей и еще один экспонат, из-за которого жители Бучанского района натерпелись много горя – советская станция помех радиоподрывникам боеприпасов «Ртуть-Б» (СПР-2). Именно это устройство блокировало связь в Буче и других городах Киевской области.
Когда выставка открылась, украинские СМИ писали, что продлится она всего месяц, но реально — уже больше года и, видимо, останется на площади надолго. К выставке проявляют большой интерес не только сами горожане, но и туристы, военные эксперты, иностранные делегации.
Гуляя там, случайно услышала разговор военных, которые говорили, что техника очень старая, допотопная.
Еще одной меткой войны в Киеве стал газон с флажками имен погибших на Майдане Незалежности. Среди флажков есть не только украинские, но и американские, британские, польские и другие.
В основном на флажках имена военных. Неизвестно сколько их, но почти весь газон «усеян» флажками.
Кстати, сильно разрушенных зданий в Киеве вы не обнаружите. Как рассказали местные жители и журналисты, все очень быстро восстанавливается. Тем не менее следы войны можно обнаружить везде — как этот газон с флажками.
Все репортажи с Украины читайте по ссылкам ниже:
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – на этой странице.