В Малайзии снова большой скандал, связанный с семьей Нурсултана Назарбаева. Бывший премьер-министр этой страны Наджиб Разак, обвиняемый в коррупции, заявил, что предметы роскоши, конфискованные у него дома, принадлежали его дочери Нуриане и ее свекрови Майре Курмангалиевой — бывшей супруге брата первого казахстанского президента Болата Назарбаева.

Издание Malaymail опубликовало со ссылкой на страницу обвиняемого в коррупции Наджиба Разака в Facebook  его слова о том, что, оказывается, роскошные вещи, найденные у него дома в мае прошлого года в небывалом количестве, принадлежали не ему, а его дочери и ее свекрови.

«Свекровь моей дочери и ее ребенок тоже живут с нами. Многие вещи, конфискованные полицией, принадлежат им, включая подарки, полученные моей дочерью и ее мужем», — объяснил Наджиб и в качестве доказательства  прикрепил к своему посту выдержки из статей о скандалах, связанных с имуществом Майры и Болата Назарбаевых в период после их развода.

История эта давняя, но громкая. Напомним ее для тех читателей, кто забыл или пропустил этот скандальный сериал.

Как разводились Болат и Майра

Майра Курмангалиева вышла замуж за младшего брата президента Казахстана в 2001 году. Это не первый ее брак. От предыдущего у нее есть сын Данияр.

В те времена Майру называли успешной бизнесменшой и светской львицей. Однако всезнающая Всемирная сеть не нашла какой-либо информации о ее деятельности на этих поприщах.

В браке с Болатом Назарбаевым в 2002 году она родила сына Ханболата. Семья распалась 19 августа 2011 года. Майра уехала из Казахстана в Дубай. А в  октябре 2011 казахстанские правоохранительные органы, обвинив ее в уголовных преступлениях —  мошенничестве, вымогательстве, самоуправстве, похищение человека и незаконном лишение свободы, объявили ее в розыск.

Тогда Майра перебралась в США, где, по слухам, надеялась получить убежище. И, кстати, именно там жил ее сын от первого брака Данияр Кесикбаев, который к тому времени уже успел обручиться с дочерью Наджиба Разака (в тот момент он еще был премьер-министром Малайзии).

Братья Ханболат Назарбаев и Данияр Кесикбаев в Малайзии. Лето 2017 года. Видеокадр

С  того момента весь мир с интересом наблюдал за перипетиями бракоразводного процесса (точнее, дележа имущества), выплеснувшегося в публичное пространство в ходе судебных разбирательств.

Первый процесс был связан с элитной недвижимостью в США. В апреле 2012 года в манхэттенское отделение Верховного суда штата Нью-Йорк поступил иск Болата Назарбаева. Истец утверждал, что его бывшая жена Майра (урожденная Курмангалиева) и ее сын Данияр обманом присвоили его  квартиру в здании отеля Plaza ценой в 20 миллионов долларов.

В иске сказано, что мать с сыном замыслили обмануть его еще в 2008 году, когда он подыскивал квартиру в Нью-Йорке. После того, как Болат Назарбаев выбрал кондоминиум на 18 этаже Plaza на Сентрал-парк Саут, Майра с сыном убедили его предоставить им право подписи на финансовых документах (power of attorney) при оформлении этой сделки. «Данияр и Майра заверили Болата, что единственным юридическим актом этого будет регистрация квартиры в Plaza на его имя без необходимости вызывать его для этого из Казахстана в США и даст им право оплачивать содержание квартиры»,  — написано в иске.

Далее в иске сказано, что Данияр должен был оформить квартиру только на отца, но он внес в документы мать, а через восемь месяцев переоформил кондоминиум на себя. Немного позже Болат Назабаев узнал, что его пасынок купил себе две квартиры в доме 55 на Уолл-стрит за 4 миллиона долларов (заимствованных у отчима).

Истец потребовал, чтобы ему вернули квартиру в Plaza и 4 миллиона долларов, а также оплатили понесенный ущерб.

Новый скандал грянул вслед за первым и был связан с исчезновением Майры из поля видимости журналистов и общественности. Случилось это в июне 2012 года. Газета Malaysia Today сообщила о том, что Майра была арестована в Дубае, сославшись на неназванный источник. Основанием для ареста, по информации газеты, стал ордер Интерпола.

29 июня адвокаты Болата Назарбаева (компании ALBANESE & ALBANESE LLP, а также Eisenberg & Sima LLP) подали в Высший суд Манхэттена (Manhattan Supreme Court) ходатайство об установления опеки над Ханболатом Назарбаевым, который оставался в США. В качестве претензии в нем говорилось о том, что переезд Майры с сыном из Дубая в Нью-Йорк произошел без согласия Болата Назарбаева, в результате чего «он утратил возможность видеться с сыном и вообще потерял с ним связь». К тому же, его адвокаты, якобы, получили достоверную информацию об  аресте Майры в Дубае по запросу казахстанских правоохранительных органов, которые требуют ее выдачи на родину. А это значит, что Ханболат останется в США без присмотра кого-либо из родителей.

Судебные баталии — дело небыстрое, они могут тянуться годами при наличии хороших адвокатов и порой  обрастают новыми претензиями. Так,  летом 2013 года появилась информация о том, что Болат Назарбаев обвинил свою бывшую жену еще и в покупке за 75 миллионов долларов коллекции ювелирных украшений в магазине «Якоб и Ко», который является бизнесом Иакова Арабова, узбекского иммигранта, работы которого ценят американские звезды, прозвавшие ювелира «Царь шика». 

«Мы считаем,  они (украшения — ред.) были приобретены на деньги Назарбаева», — говорилось в иске, поданном в суд Манхэттена. А общая сумма иска, по данным американских журналистов, составила в итоге 100 миллионов. Кроме недвижимости в Нью-Йорке, в него были включены дома в Нью-Джерси и Майами, а также упомянутые выше ювелирные издели. Майра же оказалась под домашним арестом в Казахстане, и в Алматы также вернули Ханболата.

Суды в Америке завершились после того, как стороны подписали соглашение о разделе имущества. Для этого Майру освободили из-под домашнего ареста, и она смогла приехать в Нью-Йорк.

Майра Курмангалиева со своими адвокатами в Нью-Йорке

6 мая 2014 года Майра появилась в Манхэттенском суде для заключения соглашения о разделе имущества. Как писал в то время New York Post, судья потребовала, чтобы, несмотря на так называемое прекращение уголовного преследования Майры, она получила серьезные гарантии того, что по возращении домой эти обвинения не будут предъявлены ей снова.

Согласно тексту соглашения, она должна была отказаться от недвижимости в Нью-Йорке (элитной квартиры в здании отеля Plaza и квартиры на Wall Street) и от квартиры с видом на океан в Майами, а также от алиментов в пользу себя и сына Ханболата. Взамен, как сообщали СМИ, ей отходил дом в Нью-Джерси и все ее ювелирные украшения.

Кстати, адвокат Джон Снайдер настаивал на том, что его клиент Болат Назарабаев — обычный гражданин страны и не имеет возможности вмешиваться в ход уголовного преследования его бывшей жены в Казахстане.

Решив проблемы с разделом имущества, Майра Курмангалиева начала готовится к свадьбе старшего сына — Данияра Кесикбаева, которому все эти громкие и грязные семейные скандалы не помешали жениться на дочери премьер-министра Малайзии Нуриан.

На фото слева направо: Майра Курмангалиева, Данияр Кесикбаев, Нуриан Наджиб, ее мать и отец

Это случилось 20 марта 2015 года. Гуляли свадьбу месяц — сначала в Малайзии, а потом и в Казахстане. Причем гуляли не только под грохот фейерверков, но и скандалов, отнюдь не праздничных.

С кем поведешься 

В середине апреля 2015 года мать невесты Росман Мансор  (супруга Наджиба Разака) оказалась в центре антикоррупционного разбирательства из-за бриллиантового кольца ценой 6,5 миллионов долларов. О дорогостоящем подарке сообщило местное издание Malay Mail Online.

Антикоррупционное управление Малайзии  начало проверку в отношении супруги премьер-министра. Глава антикоррупционного ведомства Абу Кассим Мохамед даже заявил по этому поводу, что не боится давления из-за статуса фигурантки дела. Семье Разака удалось выкрутиться, заявив, что это ювелирное изделие  принадлежит семье Данияра. Кольцо, мол, было привезено в Куала-Лумпур еще в апреле 2011 года семьей Данияра во время помолвки.

Летом 2017 года у Майры родился внук Адам. Счастливая бабушка позировала перед камерами

Так или иначе, но тогда скандал удалось замять и, похоже, этой тактики семья бывшего премьер-министра Малайзии намерена придерживаться и впредь.

Напомним, что в мае 2018 года в Малайзии на выборах победила оппозиция. Наджиб Разак вынужден был уйти в отставку. Международные наблюдатели назвали эту победу «большим потрясением» и занесли ее в список бескровных свержений авторитарных режимов в новейшей истории.

Поскольку Малайзия долгие годы считалась авторитарной страной, в которой бывший премьер-министр Наджиб Разака жестко контролировал все сферы госуправления, мало кто верил в успех оппозиции. Но случилось невероятное.

Эксперты объясняли эту победу народным отвращением к вопиющей коррупции, которая приобрела эндемичный характер в правительстве Разака. В результате скандала с фондом 1Malaysia Development Berhad (1MDB) и отвратительной практики расходов в министерствах правительства из государственной казны исчезли неисчислимые миллиарды (подробнее о тех событиях читайте в материале Трансформация Малайзии).

В июле 2018 года Наджиба Разака арестовали, обвинив в злоупотреблении доверием, совершенном высоким должностным лицом, по трем различным эпизодам, связанным с финансовыми злоупотреблениями в государственном инвестфонде 1MDB. Его освободили под залог в 247 тысяч долларов, запретив выезд из Малайзии и обязав являться на все заседания суда по его делу.

В августе 2018 года ему предъявили новые обвинения, предусмотренные законом об отмывании денег, борьбе с финансированием терроризма и накоплением средств, полученных незаконным путем.

Арестованной по тому же делу Росме Мансор, супруге Наджиба Разака, предъявили обвинения по 17 эпизодам отмывания денег по делу о миллиардных хищениях в государственном инвестиционном фонде 1MDB. Суд разрешил ей временное освобождение под залог в 240 тысяч долларов.

Судебное разбирательство по этому делу началось в апреле 2019 года и продолжается до сих пор. Наджиб Разак категорически отметает все обвинения. Как раз в качестве очередного аргумента он и опубликовал пост в Facebook, где утверждает, что  ювелирные изделия и предметы роскоши, конфискованные у него дома, фактически принадлежали его дочери, а не ему. (Кстати, при обыске в домах господина Разака и его жены Росмы Мансор было конфисковано 72 чемодана с деньгами и драгоценностями, а также 284 сумки известных брендов).

Конфискованные богатства из дома Наджиба Разака вывозили чемоданами

Разак написал также, что свекровь его дочери была замужем за человеком, которого считают одним из самых богатых в Казахстане. Он напомнил, что Майра потратила 75 миллионов долларов на украшения только у одного ювелира. Так что конфисковали, по его словам,  богатства не семьи Наджиба Разака, а другой семьи — Майры Курмангаливой, бывшей жены Болата Назарбаева.

Интересно, прозвучит ли в ходе этого судебного разбирательства вопрос  о происхождении богатства брата первого президента РК?  

Spread the love