Право собирать утилизационный сбор в Казахстане почти два года назад от частного «Оператора РОП», который связывают с младшей дочерью первого президента РК Алией Назарбаевой, передано государственной компании. Но проблемы утильсбора так и остаются нерешенными.
В группе #НЕТУТИЛЬСБОРУ в социальной сети Facebook правительству были заданы десятки вопросов, но ответов на них активисты не дождались.
Напомним самые важные из них:
1. Почему автомобили, которые производят Казахстане от этого становятся дороже, чем в других странах?
2. Почему автопарк постарел на несколько лет, хотя правительство нам обещало его омоложение?
3. Почему экология должна была улучшиться, а она ухудшилась?
4. Почему «Жасыл Даму» деньги с населения взимает, но свои обязанности по сбору, транспортировке и утилизации автомобилей не выполняет?
5. Почему производство сельхозтехники — это фейк, но его стимулируют?
6. Почему реальное сельское хозяйство убивают ради выгоды узкого круга псевдопроизводителей?
7. Почему денег было собрано достаточно для строительства заводов по переработке ТБО, но за 8 лет отрасль мусоропереработки окончательно развалилась?
8. Почему на автопром ушло более 4 миллиардов долларов, но в стране, спустя 8 лет беспрецедентной поддержки нет ни одного завода полного цикла и не выпускается ни одной отечественной детали?
9. Почему до сих пор большая часть продукции казахстанского автопрома это даже не чистый импорт, а еще хуже — это повторная сборка, предварительно разобранного готового автомобиля?
10. Почему вместо полноценного автопрома нам предлагают радоваться заводам, где ВРУЧНУЮ осуществляется сварка (и то частично!) и покраска кузова? Вместо производительности 50 машин в час (как на современных автоматизированных заводах), нам выдают за достижение заводы прошлого века, где руками собирают 3 авто в час! И повторяем, мелкоузловая сборка это лишь малая часть от общих продаж автопрома!!!
11. Почему на проекты «Азия Авто», а также многочисленные прожекты Лаврентьева угробили сотни миллиардов, но никто за это не понес ответственности?
12. Почему Агенство по защите конкуренции не видит, что на госзакупках процветает закуп автомобилей из одного источника, либо на конкурсах имеются все признаки картельного сговора? Например, никогда и ни на одном тендере Смагулов и Лаврентьев не конкурируют друг с другом!
13. Почему утильсбор на сельхозтехнику есть, а заводов по утилизации тракторов и комбайнов нет? Эти заводы с помпой открывал еще Мамин, но в действительности они оказались пустыми ангарами!
14. Почему фермерам навязывают устаревшую и ненадежную российскую и белорусскую технику, да еще и втридорога?
15. Почему обоснование утильсбора на сельхозтехнику — это сплошная ложь, но на ее основании изменили целый закон — Экокодекс, и до сих пор собирают этот незаконный оброк?
16. Почему вред от утильсбора на автомобили огромный для всей страны, но власть защищает только выгоду Лаврентьева и Смагулова? И никто даже не считает какие потери несет население и экономика!
17. Почему власть и Антикор не замечают многочисленные признаки коррупции у системы утильсбора? Почему никто не считает деньги и не видит, что их воруют миллиардами долларов? Где объявленный президентом принцип «Follow the money»?
18. Почему судят только исполнителей ТОО Оператора ОРП? Почему не судят истинную хозяйку РОПа — Алию Назарбаеву?
19. Почему не судят всех остальных бенефициаров, владельцев других фирм и заводов, замешанных в афере, а также высокопоставленных чиновников правительства, которые подписывали преступные приказы и создавали мошенническую систему утильсбора?
20. Почему, несмотря на то, что даже Высшая аудиторская палата признала вред утильсбора, мы все равно продолжаем платить этот оброк, который на самом деле является абсолютно незаконной, аморальной, мошеннической аферой?!
«Интересно, только я один думаю, что в любой мало-мальски цивилизованной стране 20 вопросов, заданных гражданами, было бы достаточно, чтобы правительство с позором было отправлено в отставку? А президент вынужден был публично оправдываться за свою безответственность и бездеятельность?», — задался в свою очередь вопросами публицист Сергей Дуванов.
«Такое возможно только в Казахстане, — ответил ему в комментариях общественный активист Санжар Бокаев, давно поднимающий эту тему. — Мы отправили не один десяток запросов в правительство, все письма содержали конкретные вопросы, с техническим обоснованием и расчетами. Однако в нарушение Закона о рассмотрении обращений физ и юрлиц, все ответы министерств оказывались пустыми отписками. Уровень компетентности в министерствах индустрии (ныне промышленности) и минэкологии, просто поражает и порой даже оскорбляет».
Действительно, вопросы очень актуальны. Когда в январе 2022 года право утильсбора перешло к государству, казахстанцы надеялись, что многое начнет меняться в этой сфере. Однако на деле ничего не поменялось, а чиновники всячески игнорируют активистов. В чем тут дело?
СПРАВКА
10 октября в Межрайонном суде Астаны по уголовным делам состоялось предварительное слушание в отношении экс-учредителя ТОО «Оператор РОП» Шнар Муктаровой. Ей вменяют хищение денег в особо крупном размере. Главное разбирательство начнется 20 октября. Ранее в суде экс-руководители компании утверждали, что фактический учредитель ТОО Алия Назарбаева принимала решения от имени Муктаровой, которая была у нее домработницей.
В июле по этому делу был вынесен приговор руководителям ТОО «Оператор РОП» и экс-вице-министру экологии Ахметжану Примкулову. Судом установлено, что трое руководителей РОП поочередно, начиная с 2016 года, при пособничестве вице-министра экологии, неоднократно совершали хищение бюджетных средств в особо крупном размере. Светлана Коротенко, Медет Кумаргалиев и Рустам Темирбек приговорены к семи и двум годам лишения свободы. Ахметжан Примкулов осужден на семь лет лишения свободы.
По версии Антикора, хищение совершено путем необоснованных оплат услуг аффилированной компании по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств по завышенной стоимости. Общая сумма ущерба — 26,8 миллиарда тенге. Преступные действия совершались в период 2016-2019 годов.
Читайте по этой теме:
- Утильсбор: снижение есть – толку нет
- Семеро против всех. Кто получает выгоду от утильсбора?
- Страсти по утильсбору
- Ударим утильсбором по… АПК?
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – на этой странице.