22 апреля городской суд Алматы оставил в силе решение об аресте гражданского активиста Альнура Ильяшева на два месяца, которому вменяют в вину «распространение ложной информации в период ЧП» за критические посты в адрес партии «Нур Отан» и ее руководства. Известный правозащитник Евгений Жовтис считает дело активиста политически мотивированным.

Противостояние между партией власти и гражданскими активистами во главе с Альнуром Ильяшевым началось не вчера. Весной 2019 года, перед президентскими выборами в Казахстане, активисты обратились в суд с иском против Управления общественного развития города Алматы, бывшего акима города Бауыржана Байбека и председателя партии «Нур Отан» Нурсултана Назарбаева. В иске говорилось, что именно они воспрепятствовали желанию активистов создать свою партию «Наше право». Но суд оставил их иск без рассмотрения.

Зато в ноябре 2019 года Жетысуский районный суд Алматы вынес положительное решение по иску партии «Нур Отан» и нескольких частных лиц к Альнуру Ильяшеву, Марату Турымбетову и Санавар Закировой. Суд обязал активистов опровергнуть распространенные ими на их личных страницах в Facebook посты, где говорилось «о воспрепятствовании в создании политической партии со стороны «Нур Отан»».

В иске было заявлено, что, активисты своими постами «опорочили честь партии «Нур Отан», ее достоинство и деловую репутацию».

Суд оставил без рассмотрения требование партии возместить моральный вред с активистов в размере 20 млн тенге. Но иск четырех частных лиц был частично удовлетворен — активистов обязали выплатить каждому из них по 1,5 млн тенге. Решения суда активистами были исполнены.

А 17 апреля стало известно, что Альнура Ильяшева задержали и суд санкционировал его арест на два месяца. Его обвиняют в распространении заведомо ложной информации в условиях чрезвычайного положения (часть 4 статьи 274 УК РК). Речь идет о постах активиста  в «Фейсбуке» с призывами к власти сложить полномочия и критикой партии «Нур Отан».

Мы нашли эти посты на его странице в социальной сети.

20 марта он опубликовал совместное с несколькими активистами видеообращение к Нурсултану Назарбаеву. В нем звучит призыв «передать накопленные за годы правления имущество и активы в фонд помощи казахстанцам и уйти на заслуженный отдых».

26 марта Альнур опубликовал пост «Гора родила мышь», где он комментирует новость о том, что бизнесмены по призыву Нурсултана Назарбаева перечислили в фонд Birgemiz 41 млн долларов.  

В опубликованном 28 марта посте  речь идет о задержании акима Кызылординской области Куанышбека Искакова, главы местного филиала партии. 

Прочитав эти посты, вы, наверное, как и мы, задались вопросом: а что в тюрьму-то? Ответ на него попытались найти в ходе пресс-конференции (прошла 22 апреля в онлайн-формате на площадке Казахстанского международного бюро по правам человека в «Фейсбуке») адвокат Нурлан Рахманов, защищающий интересы Альнура Ильяшева, его брат Дос Ильяшев и руководитель КМБПЧ Евгений Жовтис.

Первым выступил Нурлан Рахманов который рассказал, как «разворачивается» уголовное дело в отношении его подзащитного.

«Один из вопросов, которые следствие адресовало экспертам звучит так: «Имеются ли в представленных материалах признаки информации, создающие опасность нарушения общественного порядка в условиях ЧП или причинение существенного вреда в интересах общества, государства и граждан?». И ответ эксперта-политолога: «В представленных материалах имеются признаки информации, создающей опасность или вероятность наступления негативных последствий в части нарушения общественного порядка в условиях ЧП…». Это чистой воды предположение, но оно положено в основу обвинений, искусственно созданных на ровном месте. У нас в уголовном праве исключена возможность предъявления обвинения или осуждение лиц только на основании предположений», — сказал он.

Также по словам адвоката в материалах дела есть несоответствие исходных постов Ильяшева и тех, что представлены в деле.

«Один из постов, к примеру, озаглавлен «Партия жуликов и воров?». А в заключении экспертов он представлен без вопросительного знака. Но ведь знак вопроса означает, что Ильяшев ничего не утверждает», — отметил Рахманов.

А Дос Ильяшев рассказал, как проходило задержание активиста, и о том, что обыски устроили сразу по четырем адресам.

«По моим подсчетам в операции было задействовано около 60 человек. Они врывались, представлялись доставщиками пиццы. Напугали престарелых родителей, родственников, детей. Пришли в квартиру бывшей супруги и в офис. Проводили обыск при несовершеннолетнем ребенке, который был без взрослых целый час. Но это им не помешало. Забрали все гаджеты, компьютеры, люди остались без связи. Это безобразие», — возмущался он.

Оценку действий силовиков и дела против Альнура Ильяшева дал на пресс-конференции правозащитник, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис.

«Чтобы определить, является ли дело политическим, нужно посмотреть на статью, по которой привлекают подследственных, и посмотреть на ход всего разбирательства. Когда десятки СОБРовцев приехали изымать технику по статье о распространении информации, возникает простой вопрос: «Зачем?». Что они должны атаковать – телефоны и компьютеры? Ответ простой — дело политическое. Это демонстрация, запугивание общества, мол, вот, что бывает с теми, кто критикует власть, высказывает свое мнение», — сказал Жовтис.

Следующий спорный момент в это деле, который отметил правозащитник, это проведение экспертизы.

«Адвокату не было предоставлено право дать отвод эксперту, задать ему вопросы. То есть были нарушены нормы УПК. И это тоже говорит о наличии политической составляющей в деле. Надо было насобирать «правильные» оценки того, что сказал или написал господин Ильяшев. Госпожа Акбарова (эксперт по делу активиста – ред.) — политолог. Я видел немало политических дел, по которым она давала экспертизы. Но зачем в деле Альнура экспертная оценка политолога?» – задался вопросом Жовтис.

Евгений Александрович отметил еще один любопытный факт — следствие взяло подписку о неразглашении с обвиняемого, который под арестом.

«Только в политических уголовных делах (за исключением дел, содержащих охраняемую законом тайну), с фигурантов дела берут подписку о неразглашении сути дела, вплоть до самих подследственных. Задача – не допустить гласности, попытка лишить защиту любой возможности оперировать к общественному мнению», — считает Жовтис. 

«Кроме того, статья 274 УК РК, которую вменяют Ильяшеву, как и статья 174 о возбуждении розни, часто используются в отношении политических оппонентов. Они «безразмерные», то есть дают возможность любые действия подтягивать под себя. В случае с господином Ильяшевым ст.274 применяется с новым квалифицирующим признаком — «в связи с чрезвычайным положением». Но какое отношение партия «Нур Отан» имеет к ЧП? Привязывать критику ее деятельности к эпидемии, к чрезвычайному положению неуместно. Могут ли повлиять на здоровье граждан, их защиту от болезни посты Ильяшева? Нет», — резюмировал Евгений Жотис.

Есть еще те, кто сомневается в том, что дело Альнура Ильяшева политическое?

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.