Когда пандемия только началась, правозащитники тут же забили тревогу по поводу того, что власти некоторых стран попытаются использовать карантин в целях ужесточения репрессий и ущемления прав граждан. И оказались правы. Вот уже ООН вынуждена одергивать правительства, напоминая, что в борьбе с коронавирусом на первом месте должен быть человек.
23 апреля генеральный секретарь Организации объединенных наций Антониу Гутерриш предостерег правительства от использования коронавируса как повода для репрессий.
В своем докладе он сказал, что на первом месте и при борьбе с коронавирусом, и когда начнем восстановление после медицинского, социального и экономического кризисов, должны быть права человека.
«На фоне растущего национализма, популизма, авторитаризма и подавления прав человека в некоторых странах кризис может стать предлогом для принятия репрессивных мер в целях, не связанных с пандемией. Это неприемлемо», — подчеркнул генсек ООН Антониу Гутерриш.
Он призвал правительства быть прозрачными, отзывчивыми и подотчетными, особо подчеркнув, что гражданское общество и свобода прессы «имеют решающее значение».
По его словам, «наилучший ответ на кризис — это тот, который соразмерен реальной угрозе и при этом защищает человека и верховенство закона».
«Пандемия создает дополнительные трудности, которые, если не будут смягчены, повысят напряженность и могут спровоцировать гражданские беспорядки. Это может спровоцировать жесткую реакцию со стороны служб безопасности. Во всем, что мы делаем, давайте всегда помнить о том, что угрозу представляет вирус, а не люди», — сказал г-н Гутерриш.
Опасения экспертов ООН основаны не на пустом месте. По заявлению специального докладчика ООН Диего Гарсия-Саян:
«Кризис, связанный с распространением COVID-19, уже сказался на состоянии системы правосудия. Отсутствие доступа к независимому правосудию открывает двери для многочисленных нарушений и безнаказанности».
По его словам, пандемия подрывает экономическую и социальную стабильность, а на этом фоне могут расти насилие и преступность. В связи с этим «необходимо определить приоритеты, и в первую очередь рассматривать самые опасные случаи. Дела, связанные с незначительными, а также административными и экономическими нарушениями можно отложить».
Он также отметил, что можно снизить риск распространения коронавирусной инфекции в переполненных тюрьмах, если сократить досудебные задержания и выпустить политических заключенных и тех, кто отсидел большую часть срока.
«Необходимо уделять повышенное внимание здоровью судей, прокуроров и их сотрудников, а также обеспечить им возможность провериться на COVID-19, учитывая, что они участвуют в слушаниях, общаются с адвокатами, представителями властей и другими группами людей», — отметил Гарсия-Саян.
На фоне задержания гражданских активистов, общественных деятелей в Казахстане, эти слова экспертов ООН звучат особенно актуально. Подробнее о последних громких арестах и делах против общественных деятелей читайте здесь и здесь).
К слову, о ситуации, связанной с этими задержаниями, уже высказалась дипломатическая миссия США в Казахстане. По мнению американских дипломатов, власти некоторых стран используют коронавирус как предлог для подавления основных гражданских свобод. Об этом сообщило агентство КазТАГ.
Бывшая заместитель помощника государственного секретаря США по международным организациям государственного департамента США Сюзанна Носсел призывает:
«Не позволяйте властям использовать коронавирус в качестве предлога для нарушения гражданских свобод. Сегодняшние чрезвычайные меры могут стать завтрашним попранием свободы слова. Пандемия коронавируса, охватившая весь земной шар, несет с собой не менее опасную угрозу свободе слова и открытым дискуссиям», — цитирует Носсел журнал Foreign Policy.
По ее мнению, возникающие сейчас проблемы могут сказаться на свободе слова в будущем.
«Чрезвычайные ситуации всегда использовались в качестве оправдания для ограничения свободы слова во имя сохранения госсекретов и подавления инакомыслия. Хотя сейчас крайние меры могут показаться оправданными и необходимыми для того, чтобы помочь остановить распространение коронавируса, ряд назревающих проблем создает серьезные риски для открытого выражения мнений, предвещая угрозы, которые, вероятно, сохранятся еще долгое время после окончания пандемии», — считает она.
По словам дипломата, «…многие из этих мер относятся скорее не к общественному здравоохранению, а к защите политической репутации и имиджа госструктур, а также к попыткам вернуть контроль над высказываниями о пандемии, в которых уже прозвучали обвинения в ошибках в прогнозировании ситуации, подготовки к ней и борьбой с эпидемией. Подавление свободы слова препятствует сдерживанию пандемии, искажает понимание кризиса и способов предотвращения его повторения, ослабляет усилия по привлечению к ответственности должностных лиц, ответственных за борьбу с этой угрозой, и создает долговременную угрозу для здоровья граждан».
В качестве примера Носсел приводит случаи репрессий против медицинских работников, осмелившихся заявить о нехватке средств индивидуальной защиты в медучреждениях и других подобных проблемах.
Г-жа Носсел убеждена, что в условиях, когда профессионалы вынуждены опустить голову и держать рот на замке, журналисты играют важную роль в том, чтобы выяснить реальные факты и подвергнуть чиновников жесткой критике.
«Тем не менее, несмотря на упорство репортеров, которые продолжают, несмотря на риск, выполнять свою работу, пандемия стала использоваться для системной кампании по очернению заслуживающих доверия новостных изданий, сообщающих реальные факты о кризисе», — сказала она.
«Опасность, которую пандемия представляет для прессы – это больше, чем просто преднамеренное злоупотребление властью со стороны властей, стремящихся контролировать информацию и приукрашивать свой имидж, — считает г-жа Носсе. — Методы, которые сейчас используют правительства, могут иметь долгосрочные последствия. Нет никаких гарантий, что подавление гражданских свобод не сохранится и после окончания пандемии. Существует риск того, что некоторые аспекты борьбы с COVID-19 превратятся в новую «вечную войну», когда цензура станет почти постоянной под тем предлогом, что коронавирус и его последствия невозможно полностью победить», — подчеркнула она.
Сложно этому возразить… Жалобы казахстанских журналистов на отсутствие нормального доступа к информации звучат на протяжении всего периода чрезвычайного положения. И рейтинг «Индекс свободы прессы» международной организации «Репортеры без границ» это подтверждают. В новом Казахстан занял 157 место из 180 возможных.