Действующие со второй половины марта чрезвычайное положение и всеобщий карантин практически парализовали политическую жизнь в Казахстане. Точнее ту ее часть, в которой участвуют гражданское общество и его институты. В отличие от них официальная (на уровне государства и его органов) и кулуарная (на уровне внутриэлитных групп влияния) политика так или иначе осуществляется.
Конечно, особо активные представители общественности перенесли свою деятельность на страницы социальных сетей, в эфир YouTube-каналов и иные онлайн-площадки. Однако это все равно не то в сравнении с выходом на акции протеста, проведением пресс-конференций, партийных мероприятий, участием в обсуждении официальных документов, общественных слушаниях, экспертных дискуссиях по разным вопросам и т.д.
В том числе в дискомфортном положении сегодня находятся, во-первых, действующие политические партии и, во-вторых, инициативные группы по созданию новых партий. По крайней мере, те из них, которые настроены поучаствовать в предстоящих в 2021 году (если все пройдет в законодательно установленные сроки) парламентских и местных выборах. Причем в этом положении уравнены все, так как болезнь не выбирает правых или левых, лояльных или оппонентов и т.п.
Пообещав во время своего недавнего выступления в Сенате отменить 11 мая, «если ситуация не ухудшится», режим чрезвычайного положения при сохранении определенных карантинных мер, президент страны Касым-Жомарт Токаев дал определенную надежду на то, что наше общество начнет вот-вот возвращаться не только к обычной повседневной жизни, но и общественно-политической активности. У соответствующих объединений и отдельных активистов будет свой собственный формат данного возвращения. Но для действующих партий первоочередной задачей станет именно развертывание подготовки к выборам.
Судя по всему, Nur Otan в этом случае приступит к подготовке и проведению праймериз нового формата, анонсированного ее лидером Нурсултаном Назарбаевым 5 марта на Бюро Политсовета партии. Данная процедура должна была пройти с 30 марта по 16 мая. Однако коронавирус и чрезвычайное положение спутали все планы. Сперва сроки проведения праймериз был перенесены на 15 апреля — 30 мая, а затем этот вопрос решили отложить «до лучших времен».
У партии власти, кстати, уже имеется опыт проведения праймериз в январе-феврале 2016 года в преддверие выборов в маслихаты всех уровней. Тогда праймериз носил чисто внутренний характер и позволил выявить среди партийцев более 3 тысяч потенциальных кандидатов в депутаты. Правда о том, сколько из этих людей в итоге были выдвинуты таковыми и получили затем депутатские мандаты, история умалчивает.
Новый формат праймериз, скорее всего, означает, что в этот раз голосование будет открытым. То есть, в нем смогут участвовать не только сами партийцы, но и все желающие граждане.
Такой возможный расклад интересен тем, что, во-первых, в Казахстане подобный праймериз пройдет впервые.
Во-вторых, внедрение института праймериз в отечественный электоральный процесс означает перенятие определенных элементов из зарубежной практики избирательных кампаний.
В-третьих, учитывая замену мажоритарной системы выборов в маслихаты на пропорциональную, для активных (голосующих) избирателей участие в таком праймериз может стать своеобразной, хотя и не равноценной компенсацией за предстоящее голосование на данных выборах за партийные списки, а не в пользу понравившихся им персон.
В-четвертых, партии Nur Otan придется серьезно поработать для привлечения таких избирателей. В условиях незавершенного транзита президентской власти, роста протестных настроений и прошлогодней активности наблюдателей на президентских выборах традиционная ставка на административную поддержку вполне может себя не оправдать. Следовательно, необходимы кропотливая работа с населением в каждом регионе и мегаполисе, а также обновление состава будущих кандидатов в депутаты маслихатов, что собственно и призван обеспечить праймериз.
В связи с этим представляется, что Nur Otan основную ставку сделает на представителей следующих категорий:
а) медицинские работники, проявившие себя в условиях противодействия распространению коронавирусу;
б) волонтеры, оказывающие реальную помощь нуждающимся людям в период карантина, преимущественно из числа молодых граждан. К тому же их привлечение удачно соотносится с необходимостью обеспечения 30-й квоты для женщин и молодежи в партийных списках;
в) действующие депутаты маслихатов, имеющие, благодаря своей деятельности, реальный авторитет и поддержку со стороны избирателей. Хотя, скорее всего, таковых будет не так уж много.
Причем это могут быть как члены данной партии, так и беспартийные, но готовые вступить в ее ряды граждане.
Не исключено также, что на местах Nur Otan попробует привлечь в свои ряды других известных и авторитетных людей. В том числе бывших кандидатов в депутаты на прошлых кампаниях, которые конкурировали с ее выдвиженцами. Другое дело, захотят ли они воспользоваться таким вероятным предложением?
Пока ясно лишь то, что в условиях дефицита времени и ограничений для контактов с будущими избирателями вследствие карантина праймериз Nur Otan в новом формате оправдает себя только тогда, если в процессе его подготовки и особенно после проведения серьезно обновится качественный состав будущего депутатского корпуса маслихатов всех уровней. Праймериз также позволит этой партии выявить реальный уровень электоральной поддержки с расчетом не только на местные, но и парламентские выборы. Причем людей, прошедших отбор посредством праймериз, Nur Otan придется выдвигать в депутаты маслихатов в своих партийных списках. В противном случае несостоявшиеся кандидаты могут выйти из рядов партии, а симпатизирующие лично им избиратели – бойкотировать выборы либо отдать свои голоса за другие партии.
Как предположительно будут возвращаться в ближайшее время к активной политической деятельности другие партии, тема следующих материалов…