На протяжении месяца феминистки устраивали пикеты с требованием к акимату Алматы одобрить митинг или марш на 8 марта на тему “За свободу и безопасность женщин”. Они сталкивались с противодействием консерваторов, некоторые из которых сотрудничали с властями,  а акимат им в итоге отказал. Зато разрешение получила Бибинур Шералиева — в некоторых медиа ее называют руководителем социального дома Rahym и автором проекта Isker Isi.

Журналист Данияр Молдабеков в статье для «Республики» рассказывает, что известно о социальном доме Rahym и его руководительнице.

Выводы читателям предлагаем сделать самостоятельно.

Социальный дом

Социальный дом Rahym организовали при “всесторонней консультации” гражданского центра Алматы,  созданного при поддержке управления внутренней политики акимата города.

В 2020 году Бибинур Шералиева, которую называют руководителем социального дома Rahym и проекта Isker Isi, получила премию “Жомарт жүрек”. Премия учреждена министерством информации и общественного развития РК «с целью поиска и поощрения благотворителей, внесших значимый вклад в развитие благотворительной деятельности в Казахстане, привлечения к ним общественного внимания», указано на сайте Казахстанского института общественного развития.

Официальная версия появления социального дома Rahym звучит так (цитата из публикации созданного акиматом Алматы гражданского центра):

«В январе 2020 года в Гражданский центр Алматы обратилась Шералиева Бибинур, гражданский активист и женщина с огромным сердцем и желанием помогать людям, нуждающимся в помощи и поддержке. Она получила всестороннюю консультацию по вопросу создания и регистрации своей организации.

Она знала, что желает продолжать дело (благотворительную помощь), которым она занималась уже продолжительное время, но в статусе добровольца, волонтера. Теперь же, она осознала, что желает делать больше, но уже на основании зарегистрированной и узнаваемой организации. А для расширенной деятельности всегда нужны помощники, которые должны быть официально трудоустроены, чтобы организационная деятельность осуществлялась на постоянной основе, а не кратковременно.

Таким образом, консультанты Гражданского центра дали разъяснение какие преимущества и обязательства вместе с тем, появляются при регистрации юридического лица в той или иной уставно-правовой форме. Вскоре при оказанной юридическо-правовой помощи Гражданского центра, был зарегистрирован Общественный фонд «Социальный дом «RAHYM», который успешно начал свою работу в области поддержки многодетных женщин».

В базах данных Шералиева не указана ни как учредитель, ни как руководитель социального дома Rahym. По данным Adata.kz, его учредители – Искакова Диляра Нурлановна и Кобландиева Жулдыз Бакытгалиевна (она также соучредитель ТОО “Almaty Jent Chocolate, которое занимается производством какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий).

Социальный дом Rahym семь раз участвовал в госзакупках. Последний по времени контракт заключен с управлением занятости и социальных программ акимата Алматы. Общая итоговая сумма договора 45 миллионов тенге. Контракт действует до 31 декабря этого года. Деньги выделены на “реализацию социального проекта Isker Isi”.

Шералиева – учредитель общественного фонда “Благотворительный фонд Асбижан”. По данным базы данных Adata, у фонда есть  задолженность по налогам и таможенным платежам – 19,2 млн тенге.

«Спасала солдат от террористов» и агитировала за Токаева

Два года назад, 18 января 2022 года, про Бибинур Шералиеву на телеканале Almaty вышел сюжет  — «Многодетная алматинка рассказала, как спасала солдат от террористов».

Утверждается, что 5 января 2022 года «многодетная мать Бибинур Шералиева вытащила из захваченной бандитами резиденции президента восемь раненых солдат и мирных жителей».

“Хитростью прорвалась. Я кричала, как-будто ищу сына, я кричала, как-будто я врач. Я кричала, что мне нужно забрать этих людей. В общем я что попало говорила. Моя задача была любыми путями забрать”, — сказала Шералиева журналистам.

По данным “Азаттыка”, Шералиева в 2020 году участвовала в праймериз правящей партии “Нур-Отан” (ныне Amanat), а интернет-журнал “Власть” сообщает, что она член регионального общественного совета по вопросам семьи и социальной защиты населения при партии Amanat.

В 2022 году Бибинур Шералиева поддержала кандидатуру Касым-Жомарта Токаева на президентских выборах.

“Почему? Что изменилось в моей личной жизни и в обществе? Ответ выпущены разные государственные программы, доступны каждому желающему, открыты любые двери гос структур, появились возможности для каждого, сблизил чиновника к народу. Для меня это уже не мало чтоб выбрала и голосовала за Токаева К.К.”, — писала Шералиева в социальной сети Инстаграм в октябре 2022 года (орфография и пунктуация сохранены).

Семейные ценности против феминизма

В комментарии «Власти» Шералиева заявила, что на ее митинге будут говорить о традиционных и семейных ценностях, правах женщин и детей при разводе. Также на митинге будут требовать рассчитывать размеры алиментов на основе расходов на ребенка.

Феминистки, которым акимат отказал в проведении митинга или марша около 20 раз, ожидаемо возмущены.

“Почему наша тема [для властей] угроза, а тема [митинга. объявленного на] 7 марта не является угрозой? В чём разница?

Власть таким образом хочет показать и доказать всем, что они разрешают митинг только для своих ГОНГО (организованные правительство “неправительственные” организации – ред.) Они у нас украли не только повестку и место, но и доверие народа к нам! Многие не поймут разницу между нами и новыми организаторками и выйдут со своими повестками дня.

Вроде всё хорошо, но ГОНГО — это медленная смерть для демократии!”, — сказала в интервью “Азаттыку” соорганизатор феминистского митинга Айгерим Кусайынкызы.

Феминистка и член оргкомитета женского марша Вероника Фонова в разговоре с «Республикой» предположила, что Шералиевой одобрили митинг для того, чтобы «создать видимость, что у нас нет запрета на мирные собрания».

«У меня нет негативных чувств в отношении организаторов (митинга Шералиевой – Ред.), потому что любая позиция имеет право быть озвучена, а там уже людям решать — поддерживать ее или нет, приходить или нет», — говорит Фонова. 

Вероника Фонова на акции 6 февраля 2024 года.

Единственное, что ее здесь смущает и вызывает негативную реакцию, – это действия акимата:

«По закону у всех должно быть право на мирные собрания, что у нас, что у них. В законе [«О мирных собраниях»]  есть такой пункт, что если две организации претендуют на одно и то же мероприятие, время и место, то в обязанности акимата входит расставить их по разным временным слотам, предоставить место и обеспечить охрану и безопасность, а не писать отписки о том, что это угроза общественному порядку.

Потому что обеспечение отсутствия этой угрозы – это как раз их [акимата и в целом властей] обязанность.

Если у меня и есть претензии, то только к акимату и к тому, что власть сейчас не обеспечивает нам конституционное право на свободу собраний».

Акимат и «чуждые ценности»

Между тем, акимат объясняет причину отказа феминисткам в проведении митинга не только «угрозой общественному порядку», но и пропагандой «чуждых нетрадиционных ценностей».

Чиновники заявили, что к ним поступило более 20 обращений с «категоричными требованиями» не допускать феминистского марша и митинга 8 Марта.  

«Это вызвало резкое недовольство среди простых граждан, молодежи и участников декабрьских событий. Только за этот год в акимат города поступило более 20 обращений с категоричными требованиями не допускать проведение данной акции. В социальных сетях опубликовано свыше 100 материалов, посвященных неприятию и запрету акций феминисток», — говорится в ответе акимата Алматы на запрос редакции «Курсив».

Оргкомитет Женского марша в свою очередь сделал заявление.

«Мы поддерживаем любые мероприятия, направленные на расширение прав женщин. Тем более с использование такого важного механизма реагирования как мирные собрания.Но когда одним гражданским инициативам согласовывают митинг на созвучную тему, а другим нет, мы приходим к выводу что имеет место дискриминация по признаку убеждений», — говорится в комментариях к этому заявлению, опубликованному в социальной сети Инстаграм.

По мнению правозащитницы Татьяны Чернобиль, «своим внезапным решением согласовать митинг одной гражданской инициативе, одновременно при этом последовательно и упорно отказывая другой, акимат города Алматы способствует разжиганию противостояния в гражданском обществе».

«Нас снова сталкивают лбами, вынуждая состязаться за спецместа, даты и темы, пока акимат выбирает, кто из нас «безопасней» и «полезней». А потом внезапно одних, как сейчас, незаметно, как им кажется, подменят другими. Но подмена не останется незамеченной. Феминизм нельзя отменить или заменить постановочными акциями», — написала она в комментариях.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ на эту тему можно из наших публикаций:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594  или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.