Вчера второй (дай Бог, не последний) президент Казахстана взял и подписал злосчастный закон о мирных собраниях. Вместе с ним заодно были подписаны и другие акты, связанные с «дополнениями и изменениями» в законы о выборах и политических партиях, а в качестве довеска – в закон о мобилизации. Своей росписью товарищ Токаев поставил точку в «своих» реформах, презентованных в ходе сентябрьского послания народу (в сторону демократии).
Но на самом деле это лишь многоточие.
Безусловно, самым главным из оптом подписанных законов является «митинговый». По сути, он является антимитинговым. Это название ему больше идет и избавляет от лишнего повторения всех его огрехов и бремени доказывания очевидного – что новый закон противоречит самому праву гражданина на мирные собрания. Все попытки придать ему демократичность «косметологами» обеих палаток парламента могли вызвать только снисходительную улыбку.
То же самое и с поправками в выборное и политпартийное законодательства. Акорда при поддержке нацсоветчиков (и прикрываясь ими) сделала из декоративных «изменений и дополнений» нечто великое и революционное – как будто власть сама себя свергла. Но, в принципе, обо всем этом уже много раз говорилось и повторялось, поэтому лучше задаться другим вопросом: «А зачем все это, вообще, нужно было режиму?».
На поверхности простой ответ – режим хочет сделать «три в одном»: создать видимость реформ, выпустить пар и показать Западу, что он не такой плохой.
Дело тут даже не в Касым-Жомарте Кемелевиче, который хоть уже и вошел в роль, и почувствовал вкус президентства, но на самом деле является просто составной частью сценария по транзиту власти. К сожалению. Не просто «мебель», конечно (та не разговаривает), но и не самостоятельная фигура, иногда просящая совета у «Библиотекаря».
Во всем этом нужно учесть одну простую вещь, о которой часто забывают те, кто постоянно ищет повода похвалить президента-переходника – эта власть просто физически не может что-то сделать для народа. Пускать пыль в глаза западным наблюдателям и различным еврокомиссарам – тоже не причина (по крайней мере, не главная). Ведь Администрация президента прекрасно понимает, что и Госдеп, и Европарламент, и все-все хорошо осведомлены об истинном положении вещей в Казахстане, связанные с правами человека и его свободами.
Что касается создания положительного имиджа, то на это тратятся десятки миллиардов тенге (начиная от пресловутого госзаказа для СМИ и заканчивая наймом блогеров), а для чиновников это в большей степени возможность дополнительного заработка от «плотницких работ» (пиления), чем почитать что-то хорошее о себе любимых. Впрочем, одно другому не мешает.
На самом деле эти «политические реформы», которые начались с создания Нацсовета (НСОД), затем были озвучены в ходе послания президента и уточнены в его декабрьском выступлении, являются некой подготовкой к новой фазе операции «Преемник». В стране и ее политическом управлении необходимо было создать базу для «обновленного правления» и правителя «нового толка». Другими словами, сейчас создается база для входа на политическую арену новых и тщательно отмытых старых игроков.
Кто ими будет – вопрос отдельный. Но режиму сейчас нужно закончить то, что он начал в 2016 году под лозунгом «перераспределения полномочий», программы, которая должна была одновременно настроить баланс между кланами и создать правовую основу для управления страной несколько другими способами. Ведь после ухода «Ноль-Первого» (политического и биологического) создавалась реальная опасность того, что какая-то из группировок захватит верховную власть с абсолютным президентствованием наверху, и тогда назарбаевская диктатура покажется либеральной по сравнению с тем, что могло наступить.
В первую очередь, это, конечно, касается тех, кто упустит власть – месть могла быть жестокой.
Вообще-то, такая угроза для противоборствующих кланов остается, и кое-какие отблески скрытой междоусобицы мы временами наблюдаем. Но нужно понимать, что все пока идет по старому укладу, по которому если оплеуху получает одна группировка, то затрещину должна получить и другая.
А что же мы, простые смертные казахстанцы? По упомянутому сценарию, нам уготована роль пассивных наблюдателей или в лучшем случае статистов без слов, но при том, что попкорн придется покупать за свой счет. В качестве фона будут использованы введенные в строй свеженькие законы, а к тем, кто не захочет участвовать в массовке и (или) выскажет незапланированную реплику, испортив сценарий, как раз и будет применен «антимитинговый» закон. Особо активных ждут «облегченные» статьи по разжиганию розни и клевете.
Вот такой «бонус» нам преподнес гражданин президент накануне очередных внеочередных выборов (в маслихаты и мажилис). Кстати, сейчас появилась надежда, что на этом фоне может произойти объединение если не всех, то многих здравых (читай, демократических) сил в Казахстане.
Режим, естественно, будет этому мешать. В качестве одного из таких ударов – запрещение партии «Көше», которое может поставить вне закона любые мероприятия, в которых участвуют активисты этой так и не сформировавшейся и незарегистрированной партии.
А если ничего из этого не сработает, то власть использует обновленный закон о мобилизации и уже утвержденные к тому моменту поправки к закону о чрезвычайном положении.
В материале использованы карикатуры журналиста Мираса Нурмуханбетова, произведенные в рамках проекта «Miras Pics».Контент данного проекта стал возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Автор проекта «Miras Pics» несет ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID, или Правительства США, или Internews.