Осталась подпись президента и всё!

Уже нет никаких сил всё это комментировать, используя профессиональные экспертные знания. Ссылаться на международное право, международные стандарты, международные обязательства нашего государства.

Цитировать зарубежный опыт, распространять заключения ведущих международных экспертов – Спецдокладчика ООН по вопросу о свободе собраний и ассоциации, а также профессора конституционного права, бывшего члена Комитета ООН по правам человека и Венецианской комиссии, комиссара Международной комиссии юристов, выступившей от имени ведущих юридических ассоциаций в мире — Международной комиссии юристов и Института по правам человека Международной ассоциации юристов, которые комментируют это всё практически так же, как и я. Ссылаться на призывы Верховного комиссара ООН по правам человека и письмо директора Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.

Ничего не помогло, и даже появляются заявления в прессе, в том числе на высоком уровне, что в Казахстане чуть ли не впервые законодательно разрешили митинги, и теперь у нас кардинально новое, соответствующее международным стандартам, законодательство о мирных собраниях, и что мы совершаем просто прорыв к демократическим формам волеизъявления граждан.

У меня такой риторический вопрос к делающим такие заявления: вы это серьёзно? Вы действительно так думаете или делаете вид, исходя из определённых политических соображений? Если делаете вид, то хотя бы понятно, потому что пока наша авторитарная политическая система по-другому не может. А если так думаете, то дело совсем плохо, потому что это значит, что вот такое вот «наверху» понимание законодательства, хоть старого, хоть нового.

Попробую напоследок, перед введением в силу этого закона, и потому что дискутировать уже практически нет никакого смысла, кое-что уточнить. Так сказать, на будущее. Итак…

1. Право на мирные собрания граждане Республики Казахстан имеют без всякого закона, согласно статье 32 Конституции. Там, конечно, ещё написано, что «пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц». Только оно у граждан есть, независимо от того, принят ли соответствующий закон или его нет. Можно принять закон, который несколько ограничит это право в тех целях, которые упомянуты в статье 32, но этот закон никакого права на мирные собрания «дать» не может, потому что оно уже гарантировано Конституцией.

2. В новом законе по сравнению со старым можно найти три с половиной плюса.

Первый – что в законе упомянули презумпцию в пользу проведения мирных собраний в качестве принципа, хотя дальше этот принцип так и остался чистой декларацией.

Второй – вместе 10 КАЛЕНДАРНЫХ дней установлено 5 РАБОЧИХ дней для подачи уведомления о собрании, митинге и пикетировании до их проведения. А вот для шествий и демонстраций заявление о согласовании надо подавать за 10 РАБОЧИХ дней до их проведения. Нетрудно сосчитать, что для шествий и демонстраций новый закон «хуже» старого на 4 дня.

Третий – пикетирование возможно проводить в любых местах, кроме запрещённых, к которым относятся и территории, прилегающие к организациям, обеспечивающим обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения и территории, прилегающие к резиденциям Президента Республики Казахстан, Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы.

Правда, теперь пикетирование приобрело своеобразные формы. Потому что теперь это только одиночный пикет и в течение только 2 часов, если только пикет не проводится в «специализированном месте». Соответственно, два и более человек уже не рассматриваются как «пикет», а, видимо, как «митинг», который может проводиться только в «специализированном месте».

Ну и то, что я назвал «половинкой плюса» это то самое уведомление, которое выдают за главное кардинальное достижение этого закона. Но замена слова «разрешения» на слово «уведомление» мало что меняет. И разберёмся в этом подробнее.

3. Во-первых, уведомительный порядок установлен для собраний, митингов и пикетирования. Причём, как следует из закона, для пикетирования, которое теперь одиночный пикет, надо направлять уведомление. На шествия и демонстрации, как и раньше, надо подавать заявление о согласовании, то есть, о разрешении.

Во-вторых, посмотрим, чем же «уведомительный порядок» стал отличаться от «разрешительного».

По старому закону за 10 КАЛЕНДАРНЫХ дней надо было подавать заявление о проведении мирного собрания и ждать 5 КАЛЕНДАРНЫХ дней ответа. При этом местный орган исполнительной власти мог запретить мирное собрание «если целью их проведения является разжигание расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости, сословной исключительности, насильственное ниспровержение конституционного строя, посягательство на территориальную целостность республики, а также нарушение других положений Конституции, законов и иных нормативных актов Республики Казахстан, либо их проведение угрожает общественному порядку и безопасности граждан».

По новому закону на собрание, митинг и пикетирование надо направить уведомление об их проведении за 5 РАБОЧИХ дней и ждать 3 РАБОЧИХ дня ответа. Если местный исполнительный орган в течении 3 РАБОЧИХ дней сообщит о проведении или вообще ничего не ответит, то эти виды мирных собраний можно проводить. Правда, этот орган может отказать в проведении собраний:

— если их целями являются насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан, нарушение целостности, нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, нарушение других положений Конституции Республики Казахстан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;

— если организатором мирных собраний выступает лицо, указанное в пункте 6 статьи 5 настоящего Закона;

— если существует угроза государственной безопасности, нарушения общественного порядка, охране здоровья, защите прав и свобод других лиц;

— если организатором мирных собраний нарушены сроки уведомления о проведении мирных собраний или заявления о получении согласования, установленные статьями 10 и 12 настоящего Закона;

— в случаях представления неполной информации, указанной в пункте 3 статьи 10 и в пункте 2 статьи 12 настоящего Закона или отсутствия подписи организатора мирных собраний или его представителя (при наличии);

— в случае установления недостоверности представленных документов;

— в случае несоответствия документов, данных и сведений, необходимых для проведения мирных собраний, требованиям, установленным нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

— если финансирование организации и проведения мирных собраний осуществляется:

физическими лицами и (или) юридическими лицами, включенными в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, и (или) в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма;

юридическим лицом, деятельность которого приостановлена или запрещена в установленном законом Республики Казахстан порядке; иностранцами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами;

— в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 2 настоящего Закона;

— если предполагаемое количество участников превышает нормы предельной заполняемости специализированных мест для организации и проведения мирных собраний;

— если в предполагаемое время проведения таких мероприятий в специализированных местах для организации и проведения мирных собраний запланировано проведение других официальных, культурных, зрелищных культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных мероприятий, осуществляются строительно-монтажные работы;

— в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 9 настоящего Закона.

Как говорится, найдите десять отличий. Одно основание для запрета мирного собрания в старом законе теперь представлено первым и третьим основаниями для отказа в проведении в новом законе, а к ним добавились ещё десять оснований.

То есть, возможность запрета мирного собрания путем не дачи разрешения на его проведение по старому закону по 1 основанию, сменилась возможностью ответа на уведомление в виде отказа в проведении мирного собрания по новому закону уже по 12 основаниям.

Поэтому для меня практически нет разницы в том, что раньше запрещали проведение мирного собрания в ответ на заявление о разрешении, причём по 1 основанию, а теперь будут отказывать в ответ на уведомление, но уже по 12 основаниям.

4. Мирные собрания, кроме одиночного пикета на два часа, можно будет, как и по старому закону с учетом уже имеющихся постановлений маслихатов раньше, проводить только в «специализированных местах», которые маслихаты снова установят. Просто новым законом эти «специализированные места», извините за тавтологию, узаконили. И непринципиально, что этих мест будет больше и они будут в центральных частях города. Власти опять будут определять, где гражданам собираться. Ну и маршруты шествий и демонстраций они тоже будут определять. Причём для всех.

5. В уведомлении и заявлении о согласовании проведения собрания, пикета и митинга надо заполнить 13 пунктов, включая предоставление регламента проведения собрания, утверждённого организатором, и изложение мер содействия в обеспечении охраны общественного порядка, организации медицинской помощи, пожарной безопасности.

6. У организатора на 11 прав 13 обязанностей и 8 запретов, а у участника на 8 прав 8 обязанностей и 8 запретов.

7. И, наконец, поскольку не было никаких сообщений из Сената, видимо, мало что изменилось в статье 488 Кодекса об административных правонарушениях, по которой раньше привлекали за нарушение законодательства о порядке организации и проведения, кроме того, что теперь будут привлекать и организатора, и за организацию, и участника, и за участие. Причем отдельно за каждое. И во всех этих случаях ещё и за повторное нарушение. Ну и, видимо, сохранена административная ответственность за не указанные в Законе о мирных собраниях «иные публичные мероприятия». То есть за флэшмобы, гуляния с шариками неправильного цвета, с зонтиками, кепками и майками с неправильными надписями и иные акции, которые власти будут рассматривать как акции протеста, будут так же привлекать.

Заметьте, ни про международное право, ни про международные стандарты не сказал ни слова.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.