Агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники рассказало о конфиденциальном докладе ООН о поставках оружия ливийскому полевому командиру Халифе Хафтару. Слив доклада совпал по времени с провалом операции фельдмаршала по захвату Триполи.
Дела полевого командира пошли «не очень» после того, как на помощь премьер-министру правительства национального согласия (ПНС) Ливии Фаизу Сараджу пришли турецкие войска. Высадившись в Ливии, они сумели спасти единственное законно признанное правительство страны. И стало понятно, что Сарадж в Триполи надолго.
В этот момент состоялся телефонный разговор президента Турции Реджепа Эрдогана и российского президента Владимира Путина. Такой разговор мог состояться только потому, что с формальной точки зрения Россия не участвует в ливийском конфликте. Хотя на стороне Хафтара были замечены российские наемники, это участие представлено в качестве сугубо частной инициативы — по контракту с с фельдмаршалом. Что касается логистики, которая, как известно, обеспечивает львиную долю успеха в любой войне, то ее Хафтару обеспечивают совсем другие государства.
Согласно расследованию, оружие в Ливию поставляет сеть авиакомпаний, зарегистрированных в ОАЭ, Казахстане и на Британских Виргинских островах. Эксперты ООН насчитали 37 рейсов в начале января текущего года, выполненных в нарушение оружейного эмбарго. Агентство, ссылаясь на два дипломатических источника, утверждает, что доклад был представлен в Совете безопасности ООН в этом месяце.
О том, каким образом реализуется бизнес-схема участия Казахстана в этой войне на стороне мятежников, мы подробно рассказывали в нашем расследовании, опубликованном в октябре 2019 года — когда осада Триполи уже началась, перспективы Сараджа еще выглядели весьма блекло, но участие Турции на стороне ПНС уже обсуждалось.
Каковы мотивы участия во всем этом Казахстана, можно только догадываться, учитывая, что никаких особых политических амбиций у страны в регионе нет. Наша версия — власти Казахстана просто не могли игнорировать просьбу северного соседа. В противном случае придется признать: раз Россия не обращалась к казахстанским властям с такой просьбой, кто-то в Акорде действует самостоятельно. По частной, так сказать, инициативе.
Чтобы во всем разобраться, читайте наше октябрьское расследование по этой ссылке (или кликните на фото).