Расхожая фраза, что воровать лучше вагонами, тогда уж точно не посадят, как нельзя точно описывает историю, которую мы хотим вспомнить. Примечательно в ней то, что юрист самостоятельно, в одиночку, смогла найти преступника, которого вот уже десять лет разыскивают правоохранительные органы двух стран — Казахстана и России. И даже Интерпол.
Впрочем, «разыскивают» это громко сказано. Преступник этот (именно преступник, а не подозреваемый, потому что еще в 2013 году он был осужден судом РК за покушение на убийство) проживает не на каких-нибудь экзотических банановых островах, а в Москве.
И это – Александр Сутягинский, один из братьев Сутягинских, оставивших в истории Казахстана криминальный след с деньгами и кровью.
Искали, но не нашли
Предприниматель Михаил Гаркушкин (за покушение на убийство которого Сутягинский получил свой срок) был немало удивлен, когда узнал от представляющей его интересы юриста Ирины Николаевой (занимающейся розыском Сутягинского вот уже десять лет), что тот спокойно живет в Москве и ни от кого не скрывается. Кроме того, по словам юриста, в 2022 году он получил паспорт гражданина Российской Федерации.
И это при том, что, получив свои 12 лет за несостоявшееся убийство бизнес-партнера, он, сбежав из Казахстана, с сентября 2013 года находится в республиканском розыске, а с января 2014-го — и в международном.
Собственно, именно с этим вопросом – находится ли Александр Сутягинский до сих пор в международном розыске, и, если да, почему его не задерживают (в распоряжении юриста имеется даже номер паспорта гражданина РФ Сутягинского А.А.) – Гаркушкин совсем недавно обратился в Генеральную прокуратуру РК.
В этом же запросе он просил «рассмотреть деятельность сотрудников МВД РК, в течение 10 лет не нашедших осужденного Сутягинского А.А., проживающего в Москве и Омской области РФ, и, при наличии вины, привлечь к ответственности».
Вопрос про ответственность казахстанских полицейских — далеко не праздный. С подобным вопросом – а ищут ли Сутягинского вообще – Гаркушкин в феврале текущего года обращался непосредственно в МВД. И получил утвердительный ответ: «Сутягинский А.А. с 06.01.2014 г. объявлен в международный розыск. На розыск и задержание подозреваемого (выделено нами – авт.) ориентированы органы внутренних дел РК и стран СНГ. Проводится комплекс необходимых оперативно-розыскных мероприятий».
На формальность ответа МВД указывает хотя бы тот факт, что Сутягинский является осужденным, а не подозреваемым. И выглядит достаточно странно, что юрист человека нашла, а «ориентированные на розыск и задержание» органы внутренних дел РК и стран СНГ – нет.
Ответ прокуратуры выглядит и вовсе обескураживающим: российским правоохранителям, похоже, дела до Сутягинского нет вообще.
«(…) Установлено, что последний (Александр Сутягинский – авт.) находится на территории Российской Федерации и, согласно официальному ответу от 22.01.2024г. Главного управления (ГУ) МВД РФ, розыск в отношении Сутягинского А. по территории РФ прекращен в соответствии с решением Генеральной прокуратуры РФ», — говорится в письме, подписанном прокурором Алматы Сериком Карипбековым.
Однако в ответе прокуратуры есть оговорка, что «Департаментом полиции города Алматы направлено международное следственное поручение в ГУ МВД РФ, ответ на которое в настоящее время не поступил».
Ну и как водится, «оснований для внесения акта прокурорского реагирования в настоящее время не имеется».
А пока в ГУ МВД РФ «думают», что ответить на следственное поручение алматинских полицейских, мы предлагаем вкратце вспомнить одиссею братьев Сутягинских – Александра и Михаила – в Казахстане.
Тем более что интересна эта история не только с криминальной точки зрения. Пострадавшими в ней, как нам видится, помимо Михаила Гаркушкина, можно назвать еще и всех граждан Казахстана. Ведь кредиты на «прорывные проекты», которые так и не погашены, Сутягинские брали из государственной казны, складывающейся из наших налогов.
СПРАВКА
_
Сутягинский Александр Александрович — один из основных владельцев всех компаний, прямо или косвенно входящих в АО «Группа компаний «Титан» (юридическое лицо РФ) в РФ, РК и других странах.
_
В Казахстане до 2016 года был первым руководителем ТОО «Баско» и участником с долей 50% в уставном капитале, директором ТОО «Silicium Kazakhstan», а также и АО «Компания BIOHIM», в которой ему принадлежало 70% акций.
_
В 2013 году был осужден и приговорен к 12 годам лишения свободы за покушение на убийство своего бизнес-партнера Михаила Гаркушкина.
_
Сутягинский Михаил Александрович — член совета директоров АО «Группа компаний «Титан», фактически один из основных владельцев всех компаний, прямо или косвенно входящих в АО в РФ, РК и других странах.
_
Бывший депутат Государственной Думы России.
Одиссея братьев Сутягинских
Совместный бизнес Михаила Гаркушкина и братьев Сутягинских берет свое начало в 90-х годах прошлого века.
Партнерство началось с устного соглашения о совместном управлении бизнесом и распределении долей прибыли от бизнеса в РК и РФ. В течение времени — до 2012 года — как в Казахстане, так и в России создавались различные предприятия. По соглашению партнеров, весь бизнес в РФ именовался «Группа компаний «Титан», в РК – «Группа компаний «Баско».
Как рассказывает Гаркушкин, в 2007–2008 гг. он стал догадываться, что ведут дела Сутягинские не совсем честно, скрывая от него информацию о деятельности совместных предприятий, которыми управляют их доверенные лица, и вообще хотят выдавить его из совместного бизнеса, лишив законной доли.
А в 2009 году прогремели первые выстрелы: 7 апреля 2009 года Гаркушкина обстреляли прямо возле дома, где он проживал. Но тогда покушавшиеся на его жизнь не были установлены.
Второй раз убить Гаркушкина в 2012 году должен был телохранитель Александра Сутягинского Олег Андриевский – так следует из приговора суда. Но тот делать этого не стал, а получив деньги и записав переговоры с заказчиком на видео, обратился в полицию. Так Сутягинский и получил свои 12 лет.
Нелишним будет вспомнить, что наказание заказчика убийства претерпевало некоторые изменения на различных стадиях его рассмотрения.
Так, в апелляционной инстанции – суде города Алматы – судья Кульпаш Утемисова сократила срок наказания до 6 лет лишения свободы, причем условно: Сутягинский, обвинявшийся в суде первой инстанции в организации убийства из корыстных побуждений или по найму, был обвинен ею в «простом» убийстве. При этом процесс вынесения такого решения сопровождался слезами судьи Утемисовой и ее просьбой к сторонам заявить ей отвод: мол, ей не дают полностью исследовать материалы и дела и давят «сверху». К слову, Кульпаш Утемисова в 2014 году, через год после вынесения приговора Сутягинскому была осуждена на 4,5 года лишения свободы. В 2015 году неотбытую часть наказания суд смягчил на ограничение свободы.
Но в кассационной инстанции 12 лет заключения Сутягинскому вернули, после чего он и подался в бега.
Кстати сказать, Михаил Гаркушкин – не первый из партнеров Сутягинских, в кого стреляли. Еще в 2002 году в Алматы был убит бывший партнер Сутягинских Юрий Королев, который незадолго до убийства требовал от Александра вернуть ему его долю в бизнесе. Это преступление до сих пор не раскрыто.
А в 1998 году в Москве был обстрелян автомобиль еще одного бизнес-партнера Сутягинских — генерального директора ЗАО «Экоойл» Павла Понкратьева. Он остался жив, но после покушения вышел из совместного бизнеса, и братья Сутягинские стали владельцами контрольного пакета акций предприятия. Виновные в стрельбе установлены не были.
К слову, у Михаила Гаркушкина есть все основания подозревать, что младший брат Александра Сутягинского Михаил не просто не мог не знать о намерении старшего избавиться от бизнес-партнера, но и мог принимать в организации покушения деятельное участие.
Так или иначе, но правоохранительные органы Казахстана хотят допросить последнего по обстоятельствам убийства Юрия Королева. Адвокат Михаила Сутягинского Лидия Клименко говорит, что следствие действительно ведется до сих пор, но раскрывать его подробности она не намерена.
Как «ушли налево» кредиты
В начале нашей истории мы обмолвились, что пострадавшими в ней могут быть все казахстанцы. И это действительно так, потому что невозвращенные кредиты на открытие двух «прорывных» проектов – «Silicium Kazakhstan» (производство кремния) и «Компания BIOHIM» (производство биоэтанола – экологически чистого топлива из пшеницы) – были выданы «Банком развития Казахстана».
БРК – это государственный банк, единственным акционером которого является Национальный управляющий холдинг «Байтерек». И у руководства банка на руках есть все документы, как Сутягинские путем различных уступок и переуступок долгов созданных ими предприятий третьим лицам выводили средства за рубеж на счета офшорных фирм.
В итоге «Silicium Kazakhstan, запущенный в 2010 году, проработал всего два года. Среди основных причин остановки предприятия называлось нецелевое использование заемных средств менеджментом компании. При этом компания не выполнила своих обязательств по погашению долга перед БРК, вложившим в его строительство более 63 миллионов долларов.
Для восстановления производства в 2014 году между АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (дочерняя компания Холдинга «Байтерек») и АО «Национальная горнорудная компания «Тау-Кен Самрук» было заключено соглашение, согласно которому национальная горнорудная компания выразила готовность вложить в первоначальные процедуры оздоровления «Silicium Kazakhstan» 1,2 млрд тенге.
«Компания BIOHIM», запущенная в 2005 году, встала через пять лет. Невозвратный кредит, выданный также БРК, составил 60 млн долларов.
Новый инвестор, наладивший в 2018 году на предприятии производство крахмала, клейковины и биоэтанола, в 2014 году выкупил комплекс за 20 млн долларов. Как стало известно позже, «инвесторы» Сутягинские не просто законсервировали «BIOHIM», но и под шумок еще вывезли уникальное производственное оборудование и программное обеспечение, поэтому новые владельцы, по их словам, поднимали производство практически с нуля.
…Ну и небольшая ремарка в заключение: Александр Сутягинский был в назарбаевские времена кавалером ордена «Құрмет». Правда, после приговора суда этой награды его лишили…
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
_
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице.