На днях Токаев встречался с представителями научной среды и сделал немало оптимистичных заявлений о поддержке казахстанской науки. Хотя таких заявлений за 30 лет мы уже наслушались немало. И про то, что у страны, которая полагается только на сырье, нет будущего. И про то, что нам необходима экономика знаний, а также поддержка прикладной и теоретической науки. И про повышение материального и социального статуса ученого.
В принципе, если бы все эти 30 лет науку не загоняли на периферию государственного интереса, потому что больше предпочитали качать сырье, строить ТРЦ, финансировать кучу «потемкинских проектов», поддерживая олигархию и клептократию, что в конечном счете привело к большой «утечке мозгов» из страны, кто знает — может быть, за эти годы в Казахстане и появился бы свой лауреат Нобелевской премии по какому-либо научному направлению. Ведь научный потенциал у нас когда-то был.
Но для этого нам нужно было наличие конкурентной интеллектуальной, политической и экономической среды, где существовало бы большое количество «социальных лифтов» и не было бы многочисленных искусственных потолков для роста, в том числе научного.
Хотя объективности ради стоит сказать, что выделяемые бюджеты на науку и НИОКР действительно растут. Например, по официальной статистике, в прошлом году на различные научные исследования было потрачено почти 173 миллиарда тенге, что на 42% больше, чем в 2022 году.
Официально было заявлено, что на финансирование науки к 2025 году хотя потратить 1% от ВВП. Это, конечно, больше, чем было много лет назад. Для сравнения: в Южной Корее расходы на научные исследования и разработки составляют более 5% от ВВП, а в Швеции — около 4%. Но даже на официальном уровне признали, что если за последние пять лет расходы на науку и выросли на 60%, то доля науки в структуре ВВП наоборот снизилась.
Кстати, если посмотреть в разрезе основных получателей этих денег, то основную часть получали госучреждения, занимающихся наукой. А у нас научной деятельностью занимаются более 400 научных организаций и 92 института.
Хотя дело даже не в количестве денег, которые выделяются на науку. Можно построить новые лаборатории или оснастить дорогим оборудованием старые, можно повысить зарплаты, но самое главное — как сделать научные учреждения центром проведения качественных и перспективных научных исследований фундаментального и прикладного характера.
Как не только привлечь в науку молодые и талантливые кадры, но и удержать их от желания уехать из страны, чтобы реализовать себя в других странах, потому что там они увидят больше перспектив, чем в Казахстане.
В прошлом году, в министерстве образования и науки уже заявили, что средний возраст научных руководителей Казахстана составляет 59 лет. Ученые страны стареют, но молодой смены им пока нет. Средний возраст академиков – 69 лет. Понятно, что необходимо омоложение научных кадров. Но как это будет происходить если во всех сферах у нас все еще сидят агашки. Агашки от науки. Агашки от культуры. Агашки от образования. Много молодых и талантливых ученых до сих пор упираются в потолок роста. Поэтому и уезжают.
К тому же, если доминирует только государственное финансирование науки и НИОКР, то всегда есть риски коррупции, фаворитизма, излишней забюрократизированности. Поэтому нужны разные источники финансирования НИОКР как в сфере фундаментальных наук, так и конкурентоспособных исследовательских направлений прикладного характера. Необходимо активно подключить бизнес к этому направлению.
Можно согласиться с экономистом Сергеем Гуриевым, который еще 10 лет назад в качестве одной из мер реформирования научной среды предлагал для начала провести аудит действующих научно-исследовательских институтов с привлечением международных экспертов, чтобы понять их КПД с точки зрения научной деятельности и оценить уровень их научных исследований.
Также вполне адекватным выглядит предложение проводить отбор научных проектов для финансирования только по результатам жесткой научной и прозрачной экспертизы, а не симпатий и антипатий чиновников от науки, которые нередко вредят, чем помогают научной деятельности. Такими же прозрачными должны быть и конкурсы на занятие тех или иных должностей в научно-исследовательских институтах и центрах.
На информационном уровне также необходимо заняться популяризацией научных достижений, а в сфере госидеологии активно работать над повышением престижа профессии ученого. И когда самые талантливые из них станут новыми героями современного Казахстана, образцами для подражания для молодежи, тогда можно будет сказать, что в стране произошла «модернизация сознания».
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
_
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.