До референдума, который в идеале должен получить от казахстанцев ответ «за» они или «против» строительства АЭС остается буквально пару дней, а споры и обсуждения продолжаются. Авторы t-канала Ras aitamyn собрали основные и популярные тезисы сторонников и противников строительства АЭС в Казахстане.
Уверены, узнать о них будет интересно и нашим читателям.
Дефицит электроэнергии
Минэнерго: Дефицит электроэнергии в Казахстане уже начинает ощущаться, особенно на юге страны. В ближайшие несколько лет ситуация может ухудшиться, и по мере роста потребления энергии, а также при высокой изношенности генерирующих мощностей дефицит может привести к регулярным веерным отключениям в регионах и крупных городах.
Угольные электростанции, которые составляют около 70% от всей генерации, находятся в изношенном состоянии (порядка 70%), и их замена требует значительных инвестиций и времени. В этом контексте строительство новых генерирующих мощностей, таких как АЭС, становится все более актуальным для предотвращения кризиса в энергоснабжении.
Бывший глава KEGOC Асет Наурызбаев не согласен с тем, что для решения проблемы дефицита электроэнергии нужно строить именно АЭС. Он считает, что проблему могут решить возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и заявляет, что дефицит возникает из-за «искусственного занижения» объемов аукционов для инвесторов по ВИЭ.
«На юге нам нужно 5 тысяч мегаватт ВИЭ. Минэнерго проводит аукцион на тысячу (мегаватт). Вы сделайте на 5 тысяч сразу. Кто вам мешает? Обеспечьте необходимое сетевое строительство. KEGOC надо чтобы доступ обеспечивал к своим сетям. Минэнерго должно поручить KEGOC, чтобы построили подстанции, чтобы принять энергию от ВИЭ. Но вместо этого, они тащат проект АЭС, который даст нам энергию только через 15 лет. А мы 15 лет в дефиците и темноте будем сидеть?», — вопрошает Наурызбаев.
Инициатор недавно созданной платформы «АЭС керек емес» («АЭС не нужна») Вадим Ни называют проблему энергодефицита «надуманной проблемой, с помощью которой продвигается атомная энергетика», поскольку проблемы изношенных сетей были и до предложения строить АЭС.
Вадим Ни ссылается на прогнозный баланс электроэнергии до 2030 года, составленный Минэнерго, в котором на 2026 и 2027 годы ожидается избыток, а с 2026 года, по его наблюдениям, не учитывают показатели ВИЭ, на развитие которых, по его словам, каждый год приходят инвесторы.
Энергетическая (не)зависимость
На сайте gov.kz в одном из агитационных материалов про АЭС резюмируется, что строительство АЭС в Казахстане «создаст прочную основу для энергетической безопасности страны».
«Для Казахстана, обладающего богатыми запасами урана, строительство АЭС становится не просто возможностью, но и необходимостью. Это позволит нам снизить зависимость от углеводородов и укрепить позиции на мировой энергетической арене», – цитирует госгазета «Вечерняя Астана» инженера лаборатории физики твердого тела Астанинского филиала Института ядерной физики Малика Калиекперова.
По этой теме Асет Наурызбаев 10 сентября 2024 года на пресс-конференции в Алматы, где было объявилено о создании общей платформы «АЭС не нужна!», заявил, что, построив АЭС, Казахстан будет зависеть от России, которая будет обогащать нам уран.
«На рынке обогащения урана лидером всегда была Россия. Сами мы обогащать его не умеем. Поэтому мы на долгие годы станем привязанными к Российской Федерации», — заявил он.
Сторонники АЭС убеждены, что строительство АЭС в Казахстане улучшит экологическую ситуацию за счет сокращения выбросов.
«В плане экологии АЭС даст Казахстану снижение концентрации содержания вредных веществ в воздухе, поскольку они являются источниками «зеленой энергетики». АЭС не выбрасывает никаких парниковых газов, в отличие от ТЭС», — заявил депутат сената Шакарым Буктугутов.
Юрист по экологическому праву Вадим Ни говорит, что «проблемы для экологии связаны с радиоактивными отходами, которые хоть и в небольшой доле, но являются опасными, и их приходится хранить вечно».
«В случае строительства АЭС на Балхаше это еще и вопрос использования воды на этом озере, которая будет потребляться для охлаждения атомного реактора. Есть риск заражения воды, не только в результате потенциальных аварий, тогда и полностью потеряем озеро, но и в процессе штатной эксплуатации. АЭС на Балхаше создаст угрозу питьевой воде, рыболовству, флоре и фауне».
Вадим Ни также не видит связи между строительством АЭС на Балхаше и ожидаемым улучшением воздуха в крупных городах, к примеру, в Алматы с учетом большого расстояния между озером и городами.
Что будет с опасными радиоактивными отходами?
Инженер отдела атомной энергетики ТОО «Казахстанские атомные электрические станции» Асуан Сиябеков в интервью каналу Newsroom99 в программе «Антифейк» заявил, что «отходы не оставят без присмотра, будет оператор, который будет это всё хранить. Радиоактивные отходы хранят на складах, в контейнерах. У них будет небольшой объём».
«Долговременное хранение радиоактивных отходов до сих пор не включалось в ответственность оператора. В нашем случае оператор, допустим, если это будет «Росатом», не несет ответственности за радиоактивные отходы, тем более в перспективе десятилетий и столетий. К тому же речь идет об отходах, которые будут существовать и после завершения срока эксплуатации. За это никто не несет ответственности», — говорит Вадим Ни.
Является ли АЭС безальтернативным выбором Казахстана?
Депутат мажилиса Альберт Рау отметил «усугубляющуюся с каждым годом проблему энергодефицита» и назвал АЭС «безальтернативным выбором для Казахстана». Также прилагательное «безальтернативный», говоря об АЭС, использовали и члены штаба партии AMANAT.
«Учитывая текущую ситуацию в энергетическом секторе, для обеспечения энергетической независимости страны мы должны поддержать безальтернативный проект по строительству АЭС», – сказали в партии власти.
Мухтар Джакишев в интервью ютуб-каналу Гиперборей заявил, что «АЭС — не панацея от дефицита электроэнергии» и что «газ — более дешевая альтернатива».
В свою очередь Асет Наурызбаев заявил, что «у нас есть собственный газ, который производит Западный Казахстан».
«Есть газ из России. То есть газа у нас много. И это еще без того, что мы только половину газа перерабатываем, а другую половину тупо закачиваем обратно под землю», — говорил Наурызбаев на слушаниях по АЭС в Алматы.
Референдум по АЭС: это вопрос компетентных знаний или права выбора?
Кроме некоторых спортсменов, селебрити, за строительство АЭС «топят» эксперты, связанные с атомной энергетикой и государственными структурами. Это представители министерства энергетики, Института атомной энергии Национального ядерного центра Казахстана, Института ядерной физики, «Казахстанских атомных электростанций».
Эксперты по атомной энергетике заверяют, что они посвятили всю жизнь изучению атомной энергетики и резюмируют, что Казахстану нужна АЭС.
«Что касается людей из институтов ядерной физики, то кто из них имел жизненный опыт работы с большими установками АЭС? Жизненного опыта, связанного с атомной энергетикой, практически ни у кого нет: ни у народа, ни у экспертов. То что они прочитали больше книг про атомную энергетику или провели лабораторные исследования не дает им права решать за наши жизни. И референдум подразумевает, что есть право голоса у всех. Ответственность передана всем гражданам Казахстана, имеющим право голосовать на референдуме», — напомнил Вадим Ни.
НАПОМНИМ, ЧТО если в референдуме примет участие менее 50% населения, то это означает, что казахстанцы в своем большинстве против строительства АЭС.
Читайте больше на эту тему по ссылкам ниже:
- Зачем нужна Токаеву АЭС? Размышления перед референдумом
- АЭС «не рулит». Солнечной энергетики в пять раз больше, чем ядерной
- Если так топите за АЭС, переносите Акорду в район строительства
- Три причины, по которым нельзя строить АЭС в Казахстане
- «…Плюс электрификация всей страны». Как прошло в Алматы обсуждение проекта строительства АЭС
- «Вас не спросят». Что важно знать про АЭС в Казахстане
- В Германии отказались от атомной энергетики. Почему?
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
_
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.