В Астане снова пошли разговоры о том, что на следующий год в Казахстане все-таки состоятся внеочередные выборы. Но не президентские, как это активно обсуждалось экспертами и блогерами некоторое время назад, а… парламентские.
Причем не обычные досрочные выборы, а связанные с предварительным изменением Конституции страны.
К подобным слухам, с одной стороны, нужно относиться осторожно. Они вполне могут быть специальным вбросом (к примеру, той же Акорды), запущенным, чтобы проверить реакцию казахстанцев и заодно отвлечь их внимание от имеющихся экономических проблем, справиться с которыми властям в ближайшие годы точно не удастся.
Но с другой стороны — такой политический маневр вполне укладывается в нынешнюю политическую линию второго президента.
Дело в том, что Касым-Жомарт Токаев активно рекламирует себя как реформатора, а значит ему нужно это постоянно доказывать. Изменение Конституции Казахстана с целью усиления роли и значения Парламента в политической системе страны – это как раз то, что можно будет успешно эксплуатировать в информационном наступлении на уши и мозги казахстанцев.
Именно поэтому мы вполне допускаем, что, скажем, в начале следующего года Токаев выступит с очередной инициативой. В частности, может предложить ликвидировать Сенат. Эта структура была в свое время создана по инициативе первого президента РК как предохранитель — в условиях, когда Мажилис еще не полностью контролировался Акордой.
Сейчас же нужда в Сенате как таковом отпала – политическая система республики устоялась, и шансов на то, что оппозиция (настоящая, а не карманная) попадет в Парламент, снизилась до нуля. Так что второй президент РК вполне может отменить решение своего преемника.
Кстати, то, что все депутаты парламента страны, если двухпалатная система будет ликвидирована, будут избираться напрямую казахстанцами, президент Токаев тоже поставит себе в заслугу.
Правда в разговорах, которые сейчас идут в Акорде, есть деталь, которая нас сильно смущает. Если верить информации наших инсайдеров, Касым-Жомарт Токаев хочет сделать из президентской республики парламентскую.
Иными словами, он собирается лишить себя как главу государства множества полномочий, а значит ослабить свои возможности управлять страной и проводить нужную ему политику.
Теоретически такая корректировка Конституции вполне возможна. Более того, она скорее всего будет благосклонно принята коллективным Западом. Но вот зачем второму президенту республики и неофициальному лидеру авторитарной политической системы лишать себя полномочий? Вопрос!
Ответ на него может быть только такой – если господин Токаев рискнет на подобный шаг, значит он на что-то рассчитывает.
По нашей оценке, преемник Нурсултана Назарбаева отличается от своего предшественника тем, что:
- во-первых, намного хуже разбирается в экономике,
- во-вторых, куда более осторожен как в принятии решений, так и готовности брать на себя ответственность,
- в-третьих, стал главой государства в куда более зрелом возрасте,
- в-четвертых, всегда предпочитал не рисковать,
- в-пятых, наверняка учел ошибку елбасы, который добровольно отдал власть, а не держался за нее до последнего вздоха.
С учетом этих факторов превращение Казахстана из президентской республики в парламентскую вполне соответствует характеру и тактике Токаева.
Допустим, в следующем году парламент примет решение об изменении Конституции страны, в том числе ликвидации Сената и существенном усилении полномочий и роли Мажилиса. После чего будут проведены досрочные парламентские выборы, в которых будут участвовать существующие политические партии. И после них структура верховной власти в стране будет выглядеть как голова трехглавого дракона:
- президент: например, тот же Касым-Жомарт Токаев, который будет как глава государства отвечать за определенные вопросы, но при этом снимет с себя прямую ответственность за экономику и социальную сферу, сохранив при этом контроль над силовым блоком и представительские функции;
- парламент: будет достаточно влиятелен, чтобы балансировать правительство и постоянно его спрашивать, контролировать и воспитывать,
- правительство: будет отвечать за все и нести ответственность перед президентом и парламентом.
Таким образом смена политического устройства Казахстана путем превращения президентской республики в парламентскую вполне соответствует частным интересам Касым-Жомарта Токаева. Она, с одной стороны, позволит ему сохранить если не всю полноту власти, то большую ее часть. А с другой — перебросить или скинуть основную нагрузку и почти всю ответственность на премьер-министра и правительство.
Кстати, в рамках такой логики мы вполне допускаем, что Токаев может в какой-то момент отказаться от кресла президента республики и пересесть в кресло председателя Мажилиса. Это будет решением той проблемы, которая наверняка будет мучить Акорду в будущем – как выполнить обещание преемника елбасы занимать позицию главы государства только один семилетний срок, но при этом остаться во власти целиком и полностью.
Читайте также на эту тему:
- Преемники Токаева. У кого больше шансов и кто их поддержит?
- Появились слухи о внеочередных президентских выборах в Казахстане. Кто и зачем их распространяет?
- Кто придет на смену Токаеву? Следующие президентские выборы будут уже через пять лет
- Кто придет на смену Токаеву: думает ли бизнес о преемнике?
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
_
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.