В административном суде Астаны началось рассмотрение иска студентки Медины Майсар к Министерству науки и высшего образования Казахстана. Девушка просит признать незаконным приказ госведомства о распределении бесплатных образовательных грантов в этом году. Согласно этому приказу 20% грантов были отданы абитуриентам, получившим более низкий общий балл, но проживающим в регионах, пострадавших весной от паводков.
«Мы решили квотировать 20% госзаказов на бакалавриат. Отдельно выделили для того, чтобы эти дети могли быть в преимущественных правах при распределении», – объяснял тогда министр Саясат Нурбек свое решение.
Дискриминация без оснований
Медина Майсар — одна из тех, кто на ЕНТ она набрала 119 баллов из 140 возможных. Но на бюджетное отделение в вуз по специальности «Право» не прошла. В августе девушка обратилась в суд, так как считает, что министерство нарушило статью 14 Конституции РК, запрещающую любую форму дискриминации, в том числе по месту проживания.
В опубликованном в социальной сети Facebook посте Медина Майсар обосновала свою точку зрения так:
«По каким основаниям я считаю произошла дискриминация?
_
Во-первых, Ответчик (МНВО РК) в принципе не имел права распределять гранты по квоте ЧС, так как такой квоты не предусмотрено в действующем законодательстве. Новые квоты для грантов может утверждать только Парламент, а Министерство может утверждать только РАЗМЕР квот.
_
Во-вторых, Ответчик применил эту квоту для регионов ЧС для предоставления грантов по специальности Право 7 абитуриентам, которые не проживали в регионах ЧС, и набрали меньше баллов по данной специальности, чем я.
_
Мои представители Халида Ажигулова и Галия Дюсембаева направили запросы в Министерство Просвещения, Управления образования и МЧС. И вот что они узнали.
_
Согласно данным МЧС, всего режим ЧС был объявлен в 10 областях. Причем только в 2 областях режим ЧС был установлен на всей области – ЗКО и Атырауская область. Во всех остальных областях режим ЧС был установлен только ЧАСТИЧНО. Поэтому абсолютно непонятно, на каком основании Министерство выбрало только 6 областей, и только выпускникам этих областей присудило гранты по «квоте ЧС»?
_
Согласно данным от Министерства просвещения, в результате паводков пострадали школы только в трех областях Казахстана: Актюбинская, Атырауская и СКО. В Атырауской школе пострадали 20 школ Актюбинская — 9 школ, СКО — 5 школ. Итого – 34 школы. Всего в этих школах обучалось 629 выпускников 11 классов, которые действительно не могли посещать школы из-за затопления и эвакуации.
_
Напомним, что гранты по квоте ЧС получили более 5000 выпускников из 6 областей Казахстана. Более того, мы достоверно выяснили, что из 18 абитуриентов, которые получили гранты по моей специальности по квоте ЧС и набрали 119 и меньше баллов, 7 человек НЕ ПРОЖИВАЛИ в районах ЧС, согласно официальным данным, которые мы получили от Министерства по чрезвычайным ситуациям.
_
Более того, в ответ на наш адвокатский запрос МЧС подтвердило, что Миннауки не запрашивало у них данные по конкретным абитуриентам, которые действительно пострадали от паводков. То есть как минимум 7 человек получили гранты по специальности «Право» по квоте ЧС, которые при этом не проживали в зоне паводков и находились В ТАКИХ ЖЕ условиях, как и я. Но почему-то я грант не получила по приказу от 2 августа, хотя набрала БОЛЬШЕ баллов.
_
Вот это и есть ДИСКРИМИНАЦИЯ граждан по месту проживания без законных оснований. И именно этот факт мы просим суд признать в нашем иске».
Девушка обращает внимание на то, что не просит отменить список грантов.
«После всего того, что я пережила, я понимаю, что не хочу, чтобы другие дети пережили то же самое. Я хочу быть уверенной в том, что такое вопиющее нарушение прав ребенка больше не произойдет в нашем правом государстве. Поэтому, уважаемый суд, я прошу вас поддержать наши требования – признать приказ министерства науки и высшего образования №388 от 2 августа незаконным», — сказала в суде Медина Майсар.
Прения по делу назначены на 17 декабря. Истец и ее представители намерены также подать иск о взыскании морального вреда. Ранее в своем обращении к Токаеву Медина Майсар требовала отставки Саясата Нурбека.
Кто должен отвечать?
«Если министерство хотело как-то помочь пострадавшим, то почему оно это сделало за счет других?» — задается вопросом бывший дипломат и общественный деятель Казбек Бейсебаев.
Он отметил, что на первый взгляд решение Министерства науки выглядит гуманно и правильно, однако есть вопросы:
«В этом ли нуждалась молодежь этих регионов в тот момент, и потом кто имел право лишать законного гранта выпускника получившего высокие баллы ЕНТ, но из других регионов Казахстана, и кто имел право лишать или даже отодвигать их будущее?»
По мнению Казбека Бейсебаева, если уж министерство само нарушает законы Республики Казахстан, а здесь и закон «Об образовании РК», и «Бюджетный кодекс РК», и, самое главное, «Конституция РК», то что тогда говорить о других участниках образовательного процесса в стране.
В итоге 17 декабря 2024 года суд отклонил иск студентки Медины Майсар. Суд решил, что поскольку девушка в конце концов получила грант, то ее права не были нарушены, а оспариваемый ею приказ министерства соответствует закону.
_
Читайте об этом в нашем Telegram-канале https://t.me/respublikaKZmediaNEWS. Там много оперативной и важной информации о текущих событиях.
Читайте по этой теме:
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
_
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.