Президент Азербайджана Ильхам Алиев дал интервью AzTV по поводу крушения самолета AZAL, в котором четко обозначил, что вина лежит на России.
«Разумеется, окончательная версия станет известна после вскрытия черных ящиков. Но и первоначальные версии достаточно обоснованны и опираются на факты. А факты заключаются в том, что азербайджанский гражданский самолет получил повреждение извне на территории России, близ города Грозный, и практически потерял управление. Мы также знаем, что наш самолет был приведен в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы».
Он также отметил, что в России распространялись «бредовые» версии.
«Возможно, что при повреждении самолета, при ударе по нему пилот мог воспринять это как столкновение птиц с самолетом. Потому что, наверное, никому и в голову не могло прийти, что наш самолет будут обстреливать с земли в дружественной нам стране. Однако, к сожалению, некоторые круги России предпочли придерживаться этой версии.
Одним из моментов, который нас огорчил и удивил, было то, что официальные структуры России выдвинули версии о взрыве какого-то газового баллона. То есть это открыто показывало, что российская сторона хочет замять вопрос, и это, конечно, никому не делает чести».
По словам Алиева, у него нет сомнения, что детали аварии будут полностью расследованы. Но не Межгосударственным авиационным комитетом (МАК).
«…Азербайджан с первого дня выступал за то, чтобы этим делом занималась группа международных экспертов. Российская сторона официально предложила нам, чтобы это дело расследовал Межгосударственный авиационный комитет. Мы категорически отказались от этого. И причина ясна. Потому что не секрет, что эта структура в основном состоит из российских чиновников и во главе этой структуры стоят граждане России. Факторы объективности здесь могли быть обеспечены не полностью. Если бы сразу же после катастрофы мы увидели справедливые и адекватные шаги со стороны России, то, возможно, мы бы не возражали. Но мы видели, что есть очевидные попытки замять этот вопрос».
В ходе беседы с с президентом Токаевым Алиев изложил позицию Азербайджана, связанную с расследованием: «что мы (…) ни в коем случае не можем передать этот вопрос в распоряжение Межгосударственного авиационного комитета».
Эта позиция, по его словам, была встречена с пониманием. В итоге была создана рабочая группа, состоящая только из международных экспертов.
«В нее входят представители компании-производителя самолета — Embraer, представители профильных учреждений Бразилии, представители Азербайджана, Казахстана и России, в том числе Межгосударственного авиационного комитета. Но не на ведущих ролях, просто как члены рабочей группы».
Он перечислил вопросы, на которые должны дать ответ «черные ящики»:
- Почему самолет не смог приземлиться в городе Грозный?
- В какой степени средства радиоэлектронной борьбы повлияли на управление самолетом?
- Насколько действенны были последствия удара в воздухе и взрыва рядом с самолетом?
- Когда точно был открыт огонь с земли по самолету?
- Почему самолет не попытался приземлиться в ближайших аэропортах? «Ближайшими были аэропорты Минвод и Махачкалы».
- Был ли самолет отправлен в Актау или это был объективный выбор?
По словам Алиева, существуют различные версии:
«Некоторые полагают, что самолет был намеренно отправлен наземной службой из Грозного, поскольку он уже был неуправляемым и существовала большая вероятность того, что воздушное судно упадет в море. В этом случае попытки замять вопрос будут успешными, и так называемая версия «птицы» будет представлена как основная. По мнению некоторых специалистов, Актау был выбран потому, что это открытое пространство, жилые кварталы находятся далеко от аэропорта, и экипаж мог предположить, что это будет аварийная посадка, поэтому выбрал для нее более подходящее место. Но с другой стороны, имея рядом аэропорты, лететь на большее расстояние, причем над морем, когда самолет находился в неуправляемом состоянии, было рискованнее».
В завершение интервью Алиев сообщил, что 27 декабря требования азербайджанской стороны официально были доведены до российской стороны.
«Во-первых, российская сторона должна извиниться перед Азербайджаном. Во-вторых, должна признать свою вину. В-третьих, виновные должны быть наказаны, привлечены к уголовной ответственности, и Азербайджанскому государству, пострадавшим пассажирам и членам экипажа должны быть выплачены компенсации. Это наши условия. Первое из них уже было выполнено вчера. Надеюсь, что и другие наши условия будут приняты».
Подробнее про крушение самолета - в нашем телеграм-канале.