Правительство Казахстана подвело итоги социально-экономического развития страны за январь-май 2020 года. ВВП упал на 1,7%, производство товаров выросло на 4,8%, производство услуг сократилось на 6,2%. Годовая инфляция составила 6,7%. Однако в министерстве национальной экономики Казахстана рассчитывают на улучшение ситуации уже в самом ближайшем будущем.
«На фоне послабления ограничительных карантинных мер с мая отмечается восстановление отдельных отраслей сектора услуг. В частности, услуги торговли увеличились на 28,3%, в том числе розничная торговля на 34,2% и оптовая – на 26,1%. Услуги транспорта выросли на 20,7%, в том числе пассажирооборот – на 41,5% и грузооборот – на 5,7%. Услуги по питанию увеличились на 10,8%. Таким образом, в мае в секторе услуг зафиксировано динамичное восстановление темпов роста», — заявил на заседании правительства министр национальной экономики Руслан Даленов.
При этом дальше, по его мнению, должно быть еще лучше — благодаря комплексному плану по восстановлению экономического роста до конца 2020 года. Планом предполагается создание Фонда развития промышленности, через который предприятия обрабатывающего сектора будут кредитоваться под 3% годовых. А для поддержки малого и среднего бизнеса в госпрограмме «ДКБ-2025» появится новое направление «Микрокредитование», предусматривающее субсидирование микрокредитов для бизнеса, чтобы ставка была не более 6%.
«Все эти меры направлены на минимизацию негативных последствий от внешних шоков. Также Комплексный план позволит решить оперативные вопросы в отраслях экономики, поддержать внутреннее производство и предпринимательство. Тем самым, будет способствовать восстановлению экономической активности», — убежден Даленов.
Председатель Национального банка РК Ерболат Досаев порадовал коллег сообщением, что уже в мае на внешних рынках «преобладали позитивные настроения, связанные со снижением прироста заболеваемости коронавирусом во многих странах и их постепенным выходом из карантина», и хорошей новостью для правительства (впрочем, об этом и так известно), что спрос на энергоресурсы возобновляется, а нефтяные котировки только за май выросли на 39,8%.
«Признаки некоторого оживления мы видим и в экономике Казахстана на основе Индекса деловой активности, ежемесячно оцениваемого Национальным Банком. По результатам опроса 447 крупных, средних и малых предприятий в промышленности, строительстве и сфере услуг индекс деловой активности повысился в мае т.г. до 44,0 пунктов по сравнению с 37,2 пунктами в апреле т.г., но продолжает оставаться ниже отметки в 50 пунктов. Наиболее заметное улучшение ситуации наблюдалось в сфере услуг, где индекс вырос с 34,7 до 42,8. Индекс деловой активности в строительстве составил 42,1 (в апреле т.г. – 36,3), в промышленности – 46,9 (42,1)», — сообщил глава Нацбанка.
Инфляция, впрочем, вышла за пределы годового коридора, составив в мае 6,7% (коридор ранее ожидался 4-6%). Основной вклад внесли продовольственные товары, годовой рост цен на которые ускорился до 10,7%. Досаев констатировал: это является максимальным значением с октября 2016 года. Сейчас Нацбанк ожидает, что годовая инфляция в стране будет колебаться в коридоре 8-8,5%.
Конечно же, не осталось без внимания укрепление тенге — за май на 3,1%, 424,57 до 411,55 тенге за доллар, а по итогам торгов 8 июня средний курс сложился на уровне 397,27 тенге за доллар.
Однако «дополнительную поддержку национальной валюте оказали запланированные продажи валюты из Национального фонда РК с целью выделения гарантированного трансферта в республиканский бюджет». Кроме того, продолжали действовать принятые меры по обязательной продаже части экспортной валютной выручки компаниями квазигосударственного сектора. Их объем продаж в мае составил 156 миллионов долларов за месяц.
Республиканский бюджет при этом теряет доходы. За пять месяцев объем поступлений составил 2 трлн. 111 млрд тенге (94,4% от плана). Сумма неисполнения составила 125 млрд тенге. В Минфине РК констатируют: помимо внешнего влияния, свою роль и «принятые в период чрезвычайного положения меры по поддержке бизнеса».
«Уменьшение налоговых поступлений началось с апреля и продолжилось в мае месяце текущего года. Наибольшее снижение предпринимательской активности по данным ИС «Электронные счета-фактуры» приходится на оптовую и розничную торговлю. Обороты по реализации товаров упали на 54% или на 1,2 трлн. тенге в сравнении с маем 2019 года», — отметил министр финансов Ерулан Жамаубаев.
К слову, по данным Минфина, сложное положение явно не сильно повлияло на финансовую дисциплину госужарственных органов. План по расходам республиканского бюджета исполнен на 98,9%. В целом же расходы республиканского бюджета составили 5 трлн. 620 млрд тенге.
Не исполнено — 61 миллиардов тенге, из которых 15 миллиардов тенге — экономия, не освоено – 46 миллиардов тенге.
Наиболее крупные суммы неосвоения сложились в министерстве национальной экономики — 7,3 млрд тенге, министерстве внутренних дел – 6,4 млрд тенге, министерстве здравоохранения – 4,8 млрд тенге, Верховном суде – 4,5 млрд тенге, министерстве обороны – 4,2 млрд тенге. Основные причины неосвоения: длительное и несвоевременное проведение конкурсных процедур, оплата за фактически оказанный объем услуг, выполненные работы, длительное проведение процедур заключения договоров, длительным согласованием документов к оплате.