Время от времени казахстанцев сажают за слова: за посты в соцсетях и комментарии. Сесть на 6 лет и 8 месяцев можно за аудиозапись, а оказаться в списке экстремистов – за очевидно сатирический пост.
Все это происходит вопреки рекомендациям как местных, так и международных экспертов смягчить наказание или перенести «разжигание розни» из Уголовного кодекса РК в Кодекс об административных правонарушениях.
Явная несоразмерность поступка и наказания по-прежнему устраивает власти страны. За семь месяцев текущего года, согласно данным, опубликованным на сайте Комитета правовой статистики Генпрокуратуры Казахстана, в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР) было зарегистрировано 62 уголовных дела по 174 статье УК РК (Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни), в суд было направлено 53 из них – на 32 больше, чем за аналогичный период прошлого года.
На кого и почему заводят дела по сомнительной 174 статье УК, почему эксперты ей недовольны и кто помогает полиции искать «разжигателей» – в материале журналиста Данияра Молдабекова специально для «Республики».
«Мы живем в интернациональном браке уже почти 14 лет»
В июле стало известно об уголовном деле по статье 174 Уголовного Кодекса (УК) о якобы разжигании розни на Youtube-канале «Глазами истории».
Автор канала с 260 тысячами подписчиков Айбек Абдурахманов делится на нем своим видением истории страны и поднимает тему советских репрессий.
«Мы живем в интернациональном браке уже почти 14 лет. У нас двое детей, ходят в казахскую школу. Никакой межнациональной розни в своих постах он не разжигал. Да и как он может быть против русских, русофобом, если я, его супруга, русская?
Дети у нас наполовину русские, и все родственники с моей стороны — тоже русские.
Дорогие соотечественники, мой супруг старался делиться с вами знаниями, которые находил годами в редких книгах, читая их днями и ночами. Не ради споров, а ради понимания себя и уважения к своим корням и к своей истории», — говорит жена Абдурахманова Пелагея Акефьева.
На прошедшей 30 июля в Казахстанском международном бюро по правам человека (КМБПЧ) пресс-конференции адвокаты Абдурахманова заявили, что следователь Департамента полиции Астаны мешает им ознакомиться с делом.
Адвокат Еркин Кахаров оценил это как препятствование адвокатской деятельности и нарушение прав своего клиента.
По словам Сериккали Мусина, другого адвоката Абдурахманова, «разжигание розни» полиция нашла не в постах его подзащитного, а в комментариях к ним.
«Формат этого ютуб-канала изначально не предусматривал модерации комментов автором передач. В противном случае Айбек должен был после каждого своего поста с рассказом о том или ином историческом событии отвечать на каждый читательский, зрительский комментарий: согласен он с ним или не согласен.
Мало того, в своих комментах на пользовательские комменты он должен был подхватывать и развивать высказывания неизвестных ему комментаторов, направленные на разжигание межнациональной розни: только в таком случае его самого можно было бы обвинить в этом преступлении.
Однако ничего такого не было, так что Айбека можно лишь упрекнуть в том, что он не чистил форум своего канал от сомнительных комментов, однако под диспозицию статьи 174 такое бездействие не подпадает», — говорит Мусин.
Его коллега Еркин Кахаров считает, что уголовные дела по 174 статье в Казахстане заводят все чаще.
«Почему мы должны придать этому особое значение? Эта 174 статья – количество [дел по ней] увеличивается по стране. Лет 10–15 назад это были мёртвые статьи, они практически не применялись. Сегодня их [примеров применения] немало, и это очень тревожит», — сказал Кахаров.
Примечательно, что на следующий день после пресс-конференции адвокатов Айбека Абдурахманова – словно в подтверждение слов Еркина Кахарова – КМБПЧ провело онлайн пресс-конференцию про тренера по смешанным боевым искусствам Айбаса Конакаева из Северо-Казахстанской области, которого приговорили к шести годам лишения свободы по той же 174 статье УК.
Как сообщили правозащитники, он «постил в социальных сетях материалы в поддержку Палестины, которые эксперты с большой натяжкой признали содержащими разжигание розни».
Всего за семь месяцев текущего года, согласно данным сайта Комитета правовой статистики Генпрокуратуры РК, в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР) было зарегистрировано 62 уголовных дела по 174 статье УК. В суд было направлено 53. За такой же период прошлого года зарегистрировали 59 дел, и в суды направили 21 дело – заметно меньше, чем в этом году. В июле 2023-го из 50-ти зарегистрированных в ЕРДР дел до суда дошли 19.
Что не так с этой статьей?
Раньше «разжигание розни» в казахстанском Уголовном кодексе называлось «возбуждением розни». В 90-е годы, на заре Независимости, это была статья 164 УК. Описывалась она так:
«Умышленные действия, направленные на возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, религиозной вражды или розни, на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, а равно путем распространения литературы и иных носителей информации, пропагандирующих социальную, национальную, расовую, религиозную вражду или рознь».
В 2015 году в Казахстане приняли новый Уголовный кодекс – тогда и появилась статья 174. Предыдущую редакцию дополнили понятиями родовой и сословной розни и ужесточили ответственность.
Четыре года спустя статью 174 обсудили на заседании Национального совета общественного доверия под председательством Касым-Жомарта Токаева.
«Предлагается гуманизировать статью, внести изменения в соответствующую редакцию и более корректно её изложить, — говорил Токаев. — Например, отказаться от формулировки «возбуждение» и использовать более точное понятие – «разжигание». Такая формулировка позволит чётко зафиксировать более справедливое применение статьи и снимет основные вопросы по ней».
Когда законопроект о поправках в эту статью поступил в мажилис, фонд защиты свободы слова “Әділ сөз” опубликовал саркастический комментарий:
«В многажды раскритикованной международными и национальными экспертами статье 174 меняются слова – «возбуждение» на «разжигание» — и все!»
Статью 174 УК действительно время от времени критикуют как казахстанские, так и международные эксперты.
В опубликованном в 2017 году пособии казахстанского общественного фонда “Правовой медиацентр” отмечается размытость формулировок «возбуждения розни», что приводит к злоупотреблениям правоохранительных органов.
«Дела возбуждаются не по фактическим, а по формальным признакам, когда негативные последствия (якобы возбуждающих рознь слов – ред.) не наступили, и неизвестно, наступят ли. Это касается и вынесения приговоров», — уверены эксперты.
Ещё семь лет назад доработать 174-ю рекомендовали в ОБСЕ, отметив, что в ней используются слишком широкие формулировки.
Несмотря на все эти рекомендации, статья 174 по-прежнему позволяет полиции и прокуратуре вольно трактовать «разжигание розни».
Один из последних ярких примеров – дело создателя паблика сатирических новостей Qaznews24 Темирлана Енсебека, которого из-за шутливого поста в апреле приговорили к пяти годам ограничения свободы и запретили ему общественную деятельность, то есть почти все, чем он жил.
«Это политически мотивированное преследование, которое опирается на расплывчатое и чрезмерно широко сформулированное определение «разжигания розни» в Уголовном кодексе Казахстана и является частью более масштабного наступления на гражданское общество», — заявили в правозащитной организации Amnesty International.
УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ про дело Темирлана Енсебека в наших публикациях:
- «Разрешите мне дышать». Суд запретил автору сатирического паблика Темирлану Енсебеку все, чем он жил
- Плохой звук и маленький зал. Как идет суд по делу Темирлана Енсебека
- Смеяться запрещается. Темирлана Енсебека подвело отсутствие чувства юмора у президента
- Почему надо поддержать автора сатирического паблика Qaznews24 Темирлана Енсебека
- Не в песне дело. Правозащитники о деле автора сатирического паблика
- За что автора сатирического паблика QazNews24 отправили в СИЗО
- Песни — не то, чем кажутся. Как комиков судят за контекст
Известный казахстанский юрист Сергей Уткин считает, что «разжигание розни» следует исключить из Уголовного кодекса РК и перенести в Кодекс об административных нарушениях.
«Возбуждение ненависти и вражды – категории очень субъективные. Один человек может взорваться в гневе от безобидной фразы, а другого не прошибешь и прямым оскорблением. Поэтому резюме моё такое: коль уж провести границу между правомерным действием и преступлением очень сложно, то данную статью из Уголовного кодекса следует исключить и перенести в Кодекс об административных правонарушениях.
Там как раз есть статья «Мелкое хулиганство», которая предусматривает ответственность за действия в общественных местах, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц. При этом обязательно следует уточнить, что общественным местом является не только улица, но и виртуальное общедоступное пространство.
Тогда и высказывания, направленные на разжигание, оскорбление и пропаганду всего изложенного в статье 174 УК, как раз будут подпадать под мелкое хулиганство», — сказал Уткин сайту Spik.kz.
Тем временем, по данным МВД, за первое полугодие этого года по 174 статье УК осудили 15 человек. Девять из них получили реальные сроки – просто за слова…
Кто помогает полиции искать «разжигателей» и сколько это стоит
Казахстанские полицейские вынуждены тратить время не только на важные дела вроде поиска убийц и насильников, но и на тех, кто никого и пальцем не тронул. На отважный и доблестный поиск постов и комментариев в интернете из государственного бюджета – то есть наших денег – выделяются большие суммы, которые можно было потратить на важные дела.
На сайте системы мониторинга СМИ и соцсетей Imas потенциальным клиентам предлагают полезные услуги вроде поиска в интернете «критики от народа».
В теории это должно помочь совершенствовать работу того или иного государственного учреждения.
«Получайте все критические замечания общества в СМИ, соцсетях, блогах, форумах. Оперативно реагируйте на них. Совершенствуйте деятельность государственного органа», — предлагает сайт мониторинговой системы.
Но есть среди услуг Imas и сомнительные. Например, они помогают полиции искать «разжигание розни». Правонарушение, которое вопреки рекомендациям национальных и международных экспертов, по-прежнему остаётся в Казахстане уголовным – с максимальным наказанием в виде 20 лет лишения свободы (о чем недавно казахстанцам напомнили в МВД).
Техническая спецификация к действующему договору (заключён методом закупки из одного источника – по известным только госоргану причинам) с Управлением материально-технического обеспечения при Генпрокуратуре требует от поставщика, то есть ТОО Imas Group, «наличие информационной системы сбора и анализа информационных потоков с возможностью изменения функциональных возможностей с учетом запроса заказчика и добавления источников информации по запросу заказчика».
Причем такой информационной системы, которая позволит изучать «не менее 3500 источников по Казахстану и не менее 30500 источников по миру, с возможностью подключения дополнительных открытых источников в неограниченном количестве (по заявке)».
Кроме того, согласно техспецификации, информационная система «должна автоматически присваивать три возможных индикатора тональности: негативные, позитивные, нейтральные».
Техспецификация к исполненному договору ТОО Imas Group с Департаментом полиции Астаны требовала от компании фильтрацию по географии, дате публикации, категории источника, языку публикации, тональности сообщений, количеству лайков, комментариев и репостов. Также в системе мониторинга должен быть «ассистент по сбору соцсетей на базе ChatGPTи/или других моделей ИИ», который поможет «пользователям находить инсайты в считанные минуты и открывает безграничные возможности для анализа данных».
В интервью сайту Weproject.media CEO ТОО Imas Group Данияр Бибасар сказал, что компания была основана в 2013 году в Семее.
«Мы лидеры своей отрасли в Центральной Азии. Это подтверждает наш портфель клиентов и функциональные возможности платформы. Мы мониторим СМИ из 150 стран мира и охватываем девять социальных сетей: Instagram, Facebook, Telegram, YouTube, VKontakte, «Мой Мир», «Одноклассники», TikTok, LinkedIn. За последний год выросли в полтора раза. Открыли представительство в Ташкенте и планируем активно выходить на другие рынки. Также у нас есть образовательное направление, в котором мы обучаем и готовим IT-специалистов для своей компании», — говорил Бибасар в прошлогоднем интервью.
Учредитель ТОО Imas Group – Алмас Есенгужанов, бывший руководитель аппарата акима Семея. Как писал Ratel.kz, другая компания Есенгужанова, ТОО «Институт анализа и прогнозирования Восточно-Казахстанской области», четыре года назад заключила контракт с акиматом Семея на формирование карты-сборника общественно-политической стабильности.
По данным Adata.kz, в период с 2021 по 2025 год компания ТОО Imas Group заключила с госорганами контракты на общую сумму 1 млрд тенге. Два их основных заказчика по сумме и количеству договоров – МВД и Управление материально-технического обеспечения при Генпрокуратуре.
Однако государство могло выделить ещё больше денег на мониторинг информационного пространства, который включает в себя в том числе поиск «разжигания розни».
В МВД Казахстана в ответ на запрос «Республики» подтвердили, что система мониторинга Imas используется для выявления «разжигания межнациональной, межрелигиозной, расовой, социальной или половой розни», однако в ведомстве также используют «и другие цифровые платформы и решения».
Какие именно, в МВД не уточнили.
От автора
Как журналист я впервые занялся темой 174 статьи УК о разжигании розни в 2017 году, когда писал про суд над алматинцем Шухратом Кибировым, которого приговорили к 6 годам и 8 месяцам лишения свободы.
В каком же страшном преступлении его обвинили? Разместил в соцсети аудиозапись – нашид на арабском. За это ему дали 6 лет и 8 месяцев.
С тех пор заметил вот что. Для меня всегда было очевидно, что сажать за слова, даже самые сомнительные, это варварство, элемент средневековья. И очень часто (не всегда, к счастью, но очень часто) с тобой в этом согласятся, только если приговоренный к сроку за слова идеологически близок твоему собеседнику.
Например, если за слова посадят условного «ватника», то другие ватники будут орать, что это несправедливо. Но их оппоненты из числа либералов и нацпатов будут рады. И наоборот – когда сажают либерала-нацпата, радуются ватники.
Это очень тупо, но именно так мы и живём. В условиях варварских деспотических законов государства и невежества заметной части населения (вне зависимости от расы и этноса). Надеюсь, когда-нибудь мы научимся культурной дискуссии.
Но прогресс в этом направлении крайне маловероятен в условиях, когда люди боятся даже комментарий в интернете оставить. Государству пора прекращать разжигать страх в людях.
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
_
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
_
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
_
Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.