Продолжается судебный процесс над создателем и автором сатирического паблика Qaznews24 Темирланом Енсебеком, которого обвиняют в разжигании межнациональной розни из-за сатирического поста.
Первое заседание по этому делу состоялось в центре города, в Алмалинском районном суде, но по ходатайству прокуратуры процесс перенесли на окраину, в Наурызбайский районный суд – по месту жительства сатирика.
В итоге группу поддержки подсудимого не пустили дальше турникета, а журналисты и Енсебек, которого опять подключили по онлайн-связи из следственного изолятора, жаловались на плохое качество звука.
Судья Бейнегуль Кайсина разрешила журналистам делать фото и видео, но запретила прямые эфиры.
Подробнее – в репортаже Данияра Молдабекова специально для “Республики”.
«Нам сказали, что нет мест»
Девятого апреля коридор Наурызбайского районного суда был полон народу.
Продолжение процесса над создателем сатирического паблика Qaznews24 Темирланом Енсебеком вызвало большой интерес СМИ и, конечно, сторонников подсудимого.
Но то ли администрация суда, то ли какая-то более могущественная сила ажиотаж не учла: под этот процесс отвели очень маленький зал суда, который никак не мог вместить всех желающих.
«Нам сказали, что нет мест, зал маленький. Мы просили пропустить нас, мы будем стоять рядом, в коридоре, мы не будем мешать процессу. Но нас все равно не пустили. Объяснили это тем, что нет мест. Говорили, что идёт трансляция. Трансляции никакой не было», — сказала «Республике» Мария Кочнева, девушка подсудимого сатирика, которой Енсебек на прошлом заседании сделал предложение.
Активистам о отдельном зале, где якобы ведётся трансляция процесса, по их словам, сообщила секретарь этого суда. Но когда журналисты и несколько активистов, которым удалось пройти за турникет, пошли в зал, где якобы ведется трансляция, то им сказали, что там сейчас идет другой процесс.
Два года назад в этом же здании осудили «организатора беспорядков» в алматинском аэропорту во время январских событий 2022 года Айгерим Тлеужан, а чуть позже – мужчин, обвиненных в захвате акимата Алматы и местной резиденции президента.
Я освещал оба процесса, и могу со всей ответственность заявить, что в этом здании есть вместительные залы, в которых нашлось бы место всем. Однако почти всех активистов – в основном леволиберальных хипстеров с разноцветными волосами – и часть журналистов в зал суда в итоге не пустили.
Кочнева в этом деле свидетель – её лично могли не пустить по этой причине, но для остальных вполне могли подготовить большой зал суда.
«Других залов на данный момент нет, так как проводятся другие процессы», — сказал журналистам руководитель пресс-службы городского суда Алматы Дархан Мырзахан.
По поводу помещения с трансляцией для тех, кого не пустили в зал суда, Мырзахан заявил: «Насчёт трансляции я не знаю».
Те, кому повезло больше, слышали в зале суда, как недовольные в коридоре скандировали: «Ашық сот!» («Открытый суд!») В руках у них были плакаты: “Сатира – қылмыс емес” (“Сатира – не преступление”) и Еңсебек Темирланды босатсын” (“Свободу Темирлану Енсебеку”).
«То, что в Наурызбайском районном суде такие залы, я думаю, это вопрос не к суду», — сказал прокурор Дидар Кабаев.
Таинственные наблюдатели
Адвокат Енсебека Жанара Балгабаева сказала мне, что зайдя в зал суда, она увидела там людей, которые назвались «наблюдателями», но не уточнили, где именно работают. Мне и другим журналистам эти три девушки, целиком занявшие одну из скамей, представиться отказались.
Помимо девушек-«наблюдательниц» был ещё один отказавшийся назваться загадочный человек. Мужчина в очках, фиолетовой рубашке и галстуке в тон, увидев меня и других журналистов, ожидающих начала процесса около входа в зал, попросил, чтобы мы «повлияли» на активистов, и они перестали скандировать «Ашық сот!»
«Вы кто и откуда?» — спросили у него, на что мужчина ответил что-то вроде «безопасность суда».
«Так и скажите, что КНБ», — сказали ему.
Он развёл руками, ничего не сказав, и ушёл.
«Даже отца [Енсебека] не пустили, а наблюдатели уже сидят. Прокурор здесь, какие-то неизвестные лица здесь, а защитника не запускают. Отец Темирлана имеет официальный статус защитника», — сказала мне Жанара Балгабаева перед началом процесса.
Когда отец подсудимого Марат Тургымбай все же зайдёт в зал, он не увидит там сына – только тесное помещение с журналистами и мутными «наблюдателями».
«Я не могу полностью реализовать свое право на защиту»
Судьёй на этот процесс назначили Бейнегуль Кайсину. Ей не впервой судить людей за слова.
Напомню, что процесс по делу Енсебека начали в Алмалинском районном суде по уголовным делам, но судья Серик Кенишев удовлетворил ходатайство прокурора Айнаш Жуаспаевой о переносе процесса в районный суд Наурызбайского района – якобы Енсебек писал пост, за который его судят, дома, в этом районе, а значит и судить его надо здесь (то есть на окраине, а не в центре города).
Кайсина, которой в итоге досталось дело, в 2017 году приговорила алматинца Шухрата Кибирова к 6 годам и 8 месяцам лишения свободы из-за нашида (мусульманское песнопение без музыки), из-за всего лишь аудиозаписи в “Вконтакте”. Человек не готовил и не совершал теракт, взрывчатых веществ или оружия не хранил, но получил 6 лет и 8 месяцев за аудиозапись в соцсетях. К сожалению, наш уголовный кодекс богат на дикие цензурные статьи.
Теперь Кайсина будет работать судьей на процессе Енсебека.

Как и в прошлый раз, сатирика (сам Енсебек себя чаще называет журналистом) Темирлана Енсебека подключили по онлайн связи из СИЗО. Его отец, адвокат и журналисты видели его на экране монитора.
Судебный процесс проходит в так называемом смешанном режиме – часть участников находится в зале суда, но подсудимый в СИЗО.

28 февраля, на прошлом заседании, которое проходило в Алмалинском районном суде, Енсебек не раз жаловался на плохой звук. Он не всегда слышал даже своего собственного адвоката.
«Я не могу полностью реализовать свое право на защиту, потому что мне нужно советоваться, разговаривать с адвокатом. Если я буду находиться рядом с адвокатом, я смогу реализовать свое конституционное право на защиту», — говорил он в конце февраля, на первом заседании.
Сегодня, 9 апреля, Енсебек вновь подчеркнул, что Конституция страны гарантирует ему право на защиту, но из-за того, что он находится в СИЗО и плохо слышит то, что говорят в зале суда, это его право нарушено.
«Я не могу реализовать свое право в полной мере. Во время процесса я хочу советоваться со своим адвокатом, но вы меня этого права лишили», — сказал Енсебек судье Бейнегуль Кайсиной.
Он также попросил учесть, что, по его словам, во время прошлого заседания сотрудники полиции пытались отвлечь его внимание, задавая «одни и те же дурацкие вопросы».
Енсебек ходатайствовал, чтобы его конвоировали из СИЗО в зал суда. Адвокат Балгабаева ожидаемо поддержала ходатайство.
Судья отказала в удовлетворении этого ходатайства.
Кроме того Кайсина сделала замечание Марату Тыргымбаю, отцу подсудимого, когда он обратился к ней на казахском языке.
«Если хотите выступать на казахском, тогда можем объявить языком делопроизводства казахский. Но ваш сын сам изъявил желание проводить процесс на русском», — сказала судья.
Позже Кайсина добавит на казахском языке:
«Подсудимый Темирлан Енсебек прямо тут по установленным законом правилам пусть озвучит просьбу об изменении языка судопроизводства, чтобы завтра не было недовольств о том, почему суд не велся на русском. Напомню, что не следует приплетать сюда языковую проблему. Все равны перед законом. Мне не принципиально, на каком языке вести суд. Язык судопроизводства выбрал ваш сын».
«Странно, что меня за шутки привлекают по экстремистской статье»
Пост Темирлана Енсебека, за который его судят, был опубликован прошлой весной. Заголовок «Казахстанские рэперы записали жёсткий ответ Тине Канделаки» сопровождался аудиодорожкой песни «Йоу, орыстар».
По словам Енсебека, пост был ответом российской прокремлевской пропагандистке Тине Канделаки, которая заявила, что в Казахстане якобы вытесняют русский язык.
Как и все другие посты в Qaznews24, эта публикация подписана так: «Qaznews24 – информационное агентство сатирических новостей».
В обвинительном акте, который 9 апреля озвучил прокурор Дидар Кабаев, утверждается, что Енсебек имел «преступный умысел, направленный на умышленные действия по оскорблению чести и национального достоинства чувств граждан».
«Осознавая противоправность своих неправомерных действий, с целью оскорбления национальной чести и достоинства, чувств граждан русской национальности, имея обширную аудиторию подписчиков, более 34 тысяч, опубликовал пост под названием “Казахстанские рэперы записали жёсткий ответ Тине Канделаки», — с серьёзным лицом зачитывал акт прокурор.

«В тексте песни [«Йоу, орыстар»] высказывается нецензурная брань в адрес представителей русской национальности (отметим, что девушка Енсебека Мария Кочнева – русская, и 29 января она опубликовала видеообращение, призвав других русских Казахстана подписать письмо в его защиту — ред.)», — считают в прокуратуре.
Создатель Qaznews24 вину не признает.
В ходе допроса Енсебека его адвокат Жанара Балгабаева спросила сатирика: «Почему вы приложили к посту именно эту песню?!
«Песня очень старая, более 20 лет, — говорит Темирлан Енсебек. — Эту песню казахстанцы начали использовать для осуждения российской военной агрессии. Ее растиражировали везде, и ее начали тиражировать не против русского народа. Ее использовали для осуждения военной агрессии Российской Федерации против Украины».

Енсебек подчеркнул, что он не автор песни «Йоу, орыстар», а также заметил, что она в Казахстане официально не запрещена.
«Она [Канделаки] обвинила, что в Казахстане якобы идет вытеснение русского языка, обвинила в нацизме. Заявила о проявлениях нацизма в Казахстане как в Балтийских странах. Весь Казахстан был возмущен и оскорблен ее словами. И на следующий день, когда весь казахский народ возмущался, я опубликовал шуточный пост. И в публикации нет ни одного оскорбления», — говорит Енсебек.
По его словам, он всегда стремится добиться правды, а «сатира – это такой жанр, это не критика властей в лоб».
«Странно, что меня за шутки привлекают по экстремистской статье, — говорит создатель Qaznews24. — Если в стране какая-то абсурдная ситуация, то я пишу об этом».
Заседание суда продолжится 10 апреля в 15.00.
…Как и в прошлый раз, единственным позитивным событием было признание в любви: «Скучаю по родным. Три месяца маму не видел. Соскучился по любимой девушке: Маша, я тебя люблю! С учетом того что я ранее не судим, не представляю угрозу общества», — сказал обвиняемый в разжигании ненависти к русским Енсебек своей русской девушке.
НАПОМНИМ, ЧТО
_
28-летний Темирлан Енсебек — автор сатирического паблика QazNews24 в Instagram.
В описании указано: «Qaznews24 — информационное агентство сатирических новостей. Все имена и события вымышлены, любые совпадения с реальными людьми, живыми или мертвыми — абсолютная случайность».
_
А еще Темирлан Енсебек — активист движения «Oyan Qazaqstan».
УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ про дело Темирлана
Енсебека по ссылкам ниже:
- «Маша, выйдешь за меня?» Как прошел суд по делу Темирлана Енсебека
- Смеяться запрещается. Темирлана Енсебека подвело отсутствие чувства юмора у президента
- Почему надо поддержать автора сатирического паблика Qaznews24 Темирлана Енсебека
- Не в песне дело. Правозащитники о деле автора сатирического паблика
- За что автора сатирического паблика QazNews24 отправили в СИЗО
- Песни — не то, чем кажутся. Как комиков судят за контекст
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
_
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
_
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
_
Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.