Суд по делу создателя сатирического паблика Qaznews24 Темирлана Енсебека прошёл за три дня в крохотном зале и с нервным прокурором, который злился на журналистов и немногочисленных слушателей (большинство желающих ни разу не попало на процесс) и попросил судью ограничить Енсебеку свободу на 5 лет и запретить ему едва ли не все, что только можно запретить.

Судья поддержала запрос прокурора – в ближайшие годы сатирик и активист не сможет заниматься всем, к чему привык.

О том, что именно запретили создателю Qaznews24, о поведении прокурора, двух разных экспертизах и  одинаковых вплоть до ошибок протоколах допроса понятых специально для «Республики» рассказывает журналист Данияр Молдабеков.

Что запретили Енсебеку?

Его обвиняли по 174 статье Уголовного кодекса, в разжигании межнациональной розни из-за прошлогоднего поста под заголовком: «Казахстанские рэперы записали жёсткий ответ Тине Канделаки».

К посту был прикреплен трек “Йоу, орыстар”, автора которого, как заявили в полиции, объявили в розыск. Енсебек не имеет отношения к созданию этой песни, что не раз подчеркивала на суде сторона защиты.

«Она [Канделаки] обвинила, что в Казахстане якобы идет вытеснение русского языка, обвинила в нацизме. Заявила о проявлениях нацизма в Казахстане как в Балтийских странах. Весь Казахстан был возмущен и оскорблен ее словами. И на следующий день, когда весь казахский народ возмущался, я опубликовал шуточный пост. И в публикации нет ни одного оскорбления», — так сатирик объяснил на суде свой поступок.

Прокуратура считает иначе.

«Осознавая противоправность своих неправомерных действий, с целью оскорбления национальной чести и достоинства, чувств граждан русской национальности, имея обширную аудиторию подписчиков, более 34 тысяч, опубликовал пост под названием “Казахстанские рэперы записали жёсткий ответ Тине Канделаки», — зачитал 9 апреля обвинительный акт прокурор Дидар Кабаев.

Допрос Темирлана Енсебека в суде смотрите по этой ссылке.

11 апреля, всего на третий день, в Наурызбайском районном суде начались прения сторон. Прокурор Кабаев запросил для Енсебека 5 лет ограничения свободы и внушительный перечень запретов 

Судья Бейнегуль Кайсина учла в приговоре запросы обвинения.

Сатирику, блогеру и активисту запретили все, чем он жил. Теперь Темирлану Енсебеку нельзя заниматься общественно-политической деятельностью.

Имеются в виду вполне конкретные вещи. Вот что на пять лет ему запретили:

  • организацию, проведение и участие в конференциях, дебатах, телемостах, телепередачах, круглых столах, семинарах и иных публичных мероприятиях, в том числе в средствах массовой информации, в социальных сетях и других сетях телекоммуникации;
  • организацию, проведение или участие в собраниях и сходах граждан, за исключением поминальных мероприятий;
  • организацию, проведение и участие в забастовках;
  • организацию, проведение и участие в мирных собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;
  • членство и участие в деятельности общественных организаций, политических партий, религиозных организаций, общественных движений, профсоюзов, саморегулируемых организаций;
  • создание и участие в деятельности некоммерческих организаций, получения грантов в рамках этой деятельности;
  • организацию и участие в спонсорской деятельности по оказанию благотворительной или иной помощи;
  • организацию и участие в волонтерской деятельности;
  • инициирование, поддержание, подписание петиций;
  • создание и участие в деятельности массмедиа или онлайн-платформ, в том числе в качестве журналиста или блогера;
  • публикацию, выход в эфир, распространение в массмедиа, онлайн-платформах и других сетях телекоммуникации публикаций, репортажей, интервью, рекомендаций, позиций, мнений и иных различных видеоматериалов по социально-экономической и общественно-политической тематикам;
  • проведение тренингов в качестве коуча, модератора, лектора по гражданским правам, организуемых неправительственными организациями или некоммерческими организациями, в форме офлайн-встреч и онлайн без выхода на общее обозрение, то есть проведения тренингов для определенной группы записавшихся на лекцию людей;
  • проведение онлайн-обзоров по прочитанным книгам;
  • давать интервью СМИ, блогерам, YouTube-каналам, ТВ-каналам;
  • выходить в онлайн-платформах по другим темам, не касающимся общественно-политической, публицистической деятельности;
  • заниматься правозащитной деятельностью, иной общественно-политической деятельностью путем выполнения работ и оказания услуг.

Кроме того, у Енсебека в пользу государства изымут iPhone13 и ноутбук Apple. И он должен оплатить 20 МРП и 841 тенге за экспертизу по его уголовному делу.

Группа поддержки Енсебека перед приговором.

Темирлан Енсебек на суде сказал, что ограничения, которые запросила прокуратура, ударят по свободе слова в Казахстане.

 «Все эти санкции, которые озвучил прокурор, я считаю огромным, сильным ударом по казахстанской журналистике, цензурой. Потом мои коллеги журналисты начнут заниматься самоцензурой. Они все будут бояться писать, делать журналистские расследования, карикатуры, сатиру. Это все сильно ударит по казахстанской журналистике и вообще свободе слова в Казахстане», — уверен Енсебек.

Нервный прокурор

Прокурор Дидар Кабаев явно был недоволен присутствием прессы и слушателей в зале суда.

10 апреля он попросил судью Кайсину выгнать меня из зала суда после того, как я шёпотом сказал: “Блестящее качество трансляции”. Так я, не удержавшись, прокомментировал качество онлайн-связи в момент, когда находившегося в СИЗО Енсебека в очередной раз выбросило из трансляции.

11 апреля Кабаев вновь пожаловался на меня судье – на этот раз из-за того, что я улыбнулся, когда Кайсина зачитывала протокол допроса понятых.

«Прошу сделать замечание! Кто меня снимает без разрешения? Вы сняли, да, меня без моего разрешения?» — обратился прокурор в тот же день неизвестно к кому.

Подчеркнем, что судья Кайсина ранее запретила вести прямые эфиры, но разрешила снимать видео.

Потом он нервным тоном спросил, кто ведёт телеграм-канал движения «Оян, Казахстан!» – там опубликовали видео с текстом: «Пока судья читает материалы дела, адвокатка задаёт вопросы, прокурор сидит в телефоне».

Прокурор Кабаев сказал, что он смотрел в телефон потому, что там хранятся материалы дела.

В протоколах допроса понятых совпадают даже ошибки

11 апреля в Наурызбайском районном суде допросили свидетелей.

Девушка Енсебека Мария Кочнева сказала, что в ходе задержания полицейские мешали ей снимать видео, хватали её за руки.

«Я подошла с телефоном, они меня окружили. Схватили за руку, вот так дёрнули. Они розовый чехол сняли, а телефон мне удалось удержать. Я его спрятала и побежала в магазин. Также на меня давили, чтобы я удалила это видео, но я сказала, что имею на это право», — сказала Кочнева на допросе в суде.

Допрос Марии Кочневой в суде смотрите по этой ссылке.

Енсебек на суде пояснил, что попросил  Кочневу снять на видео, как следователь собирался проводить обыск в ее квартире, хотя у него не было соответствующего постановления.

Полиция имела на руках только постановление на обыск его места жительства, но не его девушки, заявил Енсебек.

Допросили и свидетеля обвинения – 18-летнего парня Алихана Ержанулы. Они вместе с другом были понятыми во время задержания Енсебека. Многое свидетель, по его словам, уже не помнит.

Однако на вопрос Енсебека, помнит ли он, как следователи хватали его девушку Марию Кочневу, когда она собирался снимать видео, Ержанулы ответил: «Да, это было».

Второй свидетель обвинения в суд не явился.

В случае с понятыми интересны ещё и протоколы их допроса – они абсолютно одинаковые, вплоть до ошибок.

На видео ниже адвокат Жанара Балгабаева демонстрирует суду эти протоколы показаний свидетелей.

Однако прокурор Дидар Кабаев считает, что это нормально: оба парня были свидетелями одного и того же события и якобы поэтому что-то новое им «было сложно сказать».

Две экспертизы

На суде изучили две экспертизы. Одну сделала Зиядам Абдулжанова, эксперт Межрегионального центра судебных экспертиз, другую – Елена Навожилова, выпускница Литературного института имени Горького в Москве и магистр права.

Экспертиза Абдулжановой, на которой основывается обвинение, называется психолого-филологической, однако Абдулжанова на суде сказала, что делала только филологический анализ. Психолога, по ее словам, в их центре на момент изучения песни “Йоу, орыстар” не было.

Это важный факт, потому что по этой причине в экспертизе нет ответа на ключевой вопрос: «Может ли информация, содержащаяся в предоставленной на исследование публикации повлиять на формирование негативного общественного мнения со стороны населения».

«Этот вопрос не входит в мою компетенцию, так как я не психолог», — сказала Абдулжанова.

Сторона защиты и сам подсудимый подвергли сомнению профессионализм Абдулжановой. Адвокат Енсебека Жанара Балгабаева сказала, что эксперт Абдулжанова допустила грамматические ошибки.

«Это говорит о том, что эксперт либо не владеет языком, либо она намеренно это сделала», — говорит Балгабаева.

“Прошу дать отвод эксперту. Она даже двух слов связать не может”, — добавил в свою очередь Темирлан Енсебек.

Экспертизу Навожиловой заказала сторона защиты, и она была готова позже экспертизы, заказанный обвинением, но судья Бейнегуль Кайсина согласилась приобщить её к материалам дела.

Один из вопросов, который поставили перед Навожиловой: “Что именно говорится в представленном материале о русских?”

Ответ эксперта:

“Этот вопрос также решается в отношении видеозаписи и содержащейся в ней рэп-композиции.

_

Как было сказано, бранные и обсценные слова в ней почти никогда не образуют сугубо синтаксических единиц, единиц связной речи, они используются разрозненным образом, отдельно, как междометные средства выражения экспрессии. Перечислим осмысленные фразы – их в тексте песни очень мало: это «не ебите мозг», «остановитесь», «когда говоришь остановись, даже собака <…> понимает», «сколько можно говорить вам», «бабки старые, <…> когда на автобусе езжу, не заёбывайте меня», «отвали», «не еби мозг». Все они передают одно и то же значение – ‘остановитесь, прекратите’, ‘не беспокойте’.

_

Образ надоедливых бабок в автобусе – метафора, еще один художественный прием. С ним связан третий прием – гипербола («пах-пах-пах», имитация выстрелов, т.е. адресат надоел настолько, стал настолько невыносим, что герой песни в него стреляет).

_

Основной и эксплицитный адресат произведения – Тина Канделаки, а имплицитный адресат – «российские пропагандисты».

_

Побуждение ‘остановитесь, прекратите’, ‘не беспокойте’ обращено к ним. О русских же, поскольку используется прием антономасии, не говорится ничего (отсутствует пропозиция)”.

Тем не менее, Енсебека признали виновным и, как было сказано выше, запретили почти все, что только можно запретить.

“Разрешите мне вообще дышать, потому что такие ограничения — как будто на меня уже нацепили ошейник. Я в таком шоке, что я даже не могу говорить. Дайте мне возможность заниматься какой-нибудь другой деятельностью, чтобы я мог работать. Я помню, что мне по этому приговору запрещают журналистскую деятельность, правозащитную деятельность, общественную и политическую”, — говорил Темирлан Енсебек, выступая на суде с последним словом.

НАПОМНИМ, ЧТО

_

28-летний Темирлан Енсебек — автор сатирического паблика QazNews24 в Instagram.

_

В описании указано: «Qaznews24 — информационное агентство сатирических новостей. Все имена и события вымышлены, любые совпадения с реальными людьми, живыми или мертвыми — абсолютная случайность».

_

Темирлан Енсебек также активист движения «Oyan Qazaqstan». 

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ про дело Темирлана 
Енсебека по ссылкам ниже:
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

_

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

_

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

_

Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.