13 августа, спустя несколько месяцев после вынесения приговора основателю агентства сатирических новостей Qaznews24 Темирлану Енсебеку, в паблике появился прощальный пост. Сотрудники редакции, которая несколько лет веселила подписчиков шутками над властями, сообщили о давлении со стороны силовых органов и объявили о закрытии паблика.

Случилось именно то, о чем во время суда над ним говорил сам Енсебек, которого на пять лет ограничили в свободе и запретили заниматься едва ли не всем, что он любил:
«Все эти санкции, которые озвучил прокурор, я считаю огромным, сильным ударом по казахстанской журналистике, цензурой. Потом мои коллеги журналисты начнут заниматься самоцензурой. Они все будут бояться писать, делать журналистские расследования, карикатуры, сатиру. Это все сильно ударит по казахстанской журналистике и вообще свободе слова в Казахстане».
Казахстанскую журналистику громили годами, еще при «Старом Казахстане», а при «Новом» давление продолжили. В таких условиях заниматься журналистскими расследованиями, о которых говорил Енсебек, крайне сложно. Этого жанра в стране практически нет. Сайт «Республики», на котором опубликована эта колонка, официально заблокирован властями Казахстана в том числе, как считает редакция, за журналистские расследования.
А теперь, судя по всему, не будет и сатиры: в конце ноября стало известно о новом уголовном деле, связанном с некой публикацией Qaznews24. Невеста осужденного сатирика Мария Кочнева в соцсетях сообщила, что дело в этот раз открыли по 274 статье УК («Распространение заведомо ложной информации»).
Первого декабря осужденный и уже сильно ограниченный в свободе сатирик пошел на допрос по новому делу. В статусе свидетеля с правом на защиту — часто это без пяти минут подозреваемый.

После допроса его адвокат Жанара Балгабаева сообщила «Республике» и другим СМИ, что уголовное дело открыли по заявлению депутата мажилиса Едила Жанбыршина. Какой именно пост ему показался заведомо ложным, адвокат не уточнила, но назвала ситуацию абсурдной, так как буквально под всеми публикациями Qaznews24 указано: «агентство САТИРИЧЕСКИХ новостей».
Напомню, что ранее Енсебека судили по 174 статье Уголовного кодекса, обвинив его в разжигании межнациональной розни из-за прошлогоднего поста под заголовком: «Казахстанские рэперы записали жёсткий ответ Тине Канделаки».
К посту был прикреплен трек “Йоу, орыстар”, автора которого, как заявили в полиции, объявили в розыск. Енсебек не имеет отношения к созданию этой песни, что не раз подчеркивала на суде сторона защиты. Сам пост — сатирический ответ российской пропагандистке Тине Канделаки, заявившей о якобы притеснении русского языка в Казахстане.
«Она [Канделаки] обвинила, что в Казахстане якобы идет вытеснение русского языка, обвинила в нацизме. Заявила о проявлениях нацизма в Казахстане как в Балтийских странах. Весь Казахстан был возмущен и оскорблен ее словами. И на следующий день, когда весь казахский народ возмущался, я опубликовал шуточный пост. И в публикации нет ни одного оскорбления», — говорил на суде Енсебек.
Он также подчеркнул, что не понимает обвинений в разжигании национальной розни и ненависти к русским, напомнив, что его невеста — русская.
Енсебека признали виновным и приговорили к пяти годам ограничения свободы, запретив:
- организацию, проведение и участие в конференциях, дебатах, телемостах, телепередачах, круглых столах, семинарах и иных публичных мероприятиях, в том числе в средствах массовой информации, в социальных сетях и других сетях телекоммуникации;
- организацию, проведение или участие в собраниях и сходах граждан, за исключением поминальных мероприятий;
- организацию, проведение и участие в забастовках;
- организацию, проведение и участие в мирных собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;
- членство и участие в деятельности общественных организаций, политических партий, религиозных организаций, общественных движений, профсоюзов, саморегулируемых организаций;
- создание и участие в деятельности некоммерческих организаций, получения грантов в рамках этой деятельности;
- организацию и участие в спонсорской деятельности по оказанию благотворительной или иной помощи;
- организацию и участие в волонтерской деятельности;
- инициирование, поддержание, подписание петиций;
- создание и участие в деятельности массмедиа или онлайн-платформ, в том числе в качестве журналиста или блогера;
- публикацию, выход в эфир, распространение в массмедиа, онлайн-платформах и других сетях телекоммуникации публикаций, репортажей, интервью, рекомендаций, позиций, мнений и иных различных видеоматериалов по социально-экономической и общественно-политической тематикам;
- проведение тренингов в качестве коуча, модератора, лектора по гражданским правам, организуемых неправительственными организациями или некоммерческими организациями, в форме офлайн-встреч и онлайн без выхода на общее обозрение, то есть проведения тренингов для определенной группы записавшихся на лекцию людей;
- проведение онлайн-обзоров по прочитанным книгам;
- давать интервью СМИ, блогерам, YouTube-каналам, ТВ-каналам;
- выходить в онлайн-платформах по другим темам, не касающимся общественно-политической, публицистической деятельности;
- заниматься правозащитной деятельностью, иной общественно-политической деятельностью путем выполнения работ и оказания услуг.
После суда невеста Темирлана Енсебека Мария Кочнева в интервью «Медиазоне» говорила, что он после приговора ведет довольно размеренный образ жизни, «готовит обеды и ужины, смотрит сериалы».
Казалось бы, активный и интересующийся политикой молодой человек нейтрализован — активизмом и сатирой не занимается, в Qaznews24 больше ничего не публикует. Но, видимо, этого мало, и надо еще помучить человека, завести еще какое-нибудь дело… «Падающего толкни».
Новый Казахстан — еще и «великодушный».
Про методы зачистки медиаполя в Казахстане по ссылке ниже:
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS и https://t.me/RESPUBLIKAexpertKZ
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.










