Тут под конец года настало время офигительных историй. И их, разумеется, в очередной раз преподнесли из Мажилиса. Разобравшись с такими поразительно важными делами, как ЛГБТ и многоженство, они решили взяться за культуру.

И взялись. Началось все с того, что в Казахстане сняли фильм «Руың кім?» Как обычно, комедия, причем те, кто смотрел, говорят, что неплохая. Там жених из одного рода, невеста из другого, и юмор построен на том, что родственники обоих не очень этим довольны.

Казалось бы, ничего особенного, но не тут-то было. Кино возмутило депутата Мажилиса Ерлана Саирова. Он сказал, цитирую, что в обществе в последнее время усиливается тенденция к разделению народа.

Эту тенденцию он усмотрел в том, что молодежь носит популярные футболки с названиями казахских ру, а еще в том, что такое вот кино в Казахстане появляется. Это, по мнению депутата, может «разрушить национальное единство и подорвать основы государственности».

Самое странное в том, что компания, которая фильм произвела, моментально отреагировала и решила снять фильм с проката. Очень зря они это сделали, как мне кажется. Выступление депутата не представляет собой никакой формальный запрет, и компания могла стойко встретить критику и продолжать прокат дальше. Закон они формально никак не нарушили, в прокат запустили картину по всем правилам, на ее съемки потратили деньги. Более того, как я понимаю, в фильме чрезмерное внимание к роду, из которого происходят парень и девушка, как раз подается в юмористическом ключе, как негативное.

Но проблема в другом, и она больше.

Из логики депутата получается, что если человек провозглашает свою принадлежность к тому или иному ру, в том числе путем ношения футболки с символикой, то он тем самым отказывается от своей казахской идентичности. То есть в логике депутата существует только картинка «либо-либо». Но на практике ведь все ровно наоборот. Когда ты говоришь, что ты из того или иного ру – ты, напротив, сообщаешь всему миру, что ты казах. Потому что принадлежность к ру – это нормальная часть нашего самосознания. У нас ребенка учат правильно отвечать на вопрос «Руың кім?» с того момента, как он говорить начинает.

Вторая проблема в том, что депутат просто не знает контекст. В мире есть множество стран, жители которых, будучи их гражданами, одновременно с большим удовольствием относят себя к выходцам из определенного племени или народности. И лучший пример тут – Франция.

Понятно, что сегодняшняя Франция – государство многонациональное, и есть там этнические марокканцы, нигерийцы и другие потомки бывших эмигрантов. Но есть и коренные французы. Так вот, среди коренных французов есть, к примеру, бретонцы. Они говорят на бретонском, сами себя называют breiz, и очень этим гордятся. Бретонцы носят футболки с обозначением своей этнической принадлежности – погуглите Breizh T-Shirts.

А один из самых смешных и добрых фильмов, которые французский кинематограф произвел за последние годы – это «Бобро поржаловать». Прекрасная комедия, высмеивающая стереотипы про южан и северян. Она уже про другую французскую народность — пикардийцев.

То есть во Франции имеются и футболки, и кино — полный набор, пугающий депутата Саирова. Никакой угрозы национальной целостности Франции это, разумеется, не представляет.

Ну и последнее. Депутат в завершение своей речи предложил создать в Казахстане некую комиссию, которая будет оценивать содержание выходящих в стране фильмов с идеологической точки зрения.

У этого действия, если комиссию все-таки создадут, будет вполне конкретное правовое определение – цензура. Которая в нашей стране, напомню, запрещена, пусть и формально. И в каждой стране, в которой цензуру вводят, кино рано или поздно начинает производить идеологически верный… шлак.

Достаточно посмотреть на соседнюю Россию.

Поэтому я искренне надеюсь, что такие предложения у нас никогда не будут реализованы. А депутаты все-таки сузят невероятную широту своих интересов до более практических вещей.

БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS и https://t.me/RESPUBLIKAexpertKZ

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

 

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

 

Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.