Президент Казахстана начал новый год с интервью. Интервью вышло в газете «Turkistan», довольно старой и уважаемой, и я очень рекомендую его прочитать, потому что это хороший способ понять ту картину мира, которая существует в голове людей, управляющих нашей страной.
А мы здесь живем, и эту картину понимать полезно.
И вот что лично мне бросилось в глаза в этом интервью. Уже не в первый раз, из года в год, в каждом своем публичном выступлении президент упоминает одну интересную идею. Есть некие «люди труда» — уважаемые люди, которые на полях трудятся, или в шахтах, или это учителя, или врачи, то есть те, кто выполняет ежедневную тяжелую работу. И эти люди достойны уважения. А есть непонятно кто, сидящий здесь, в соцсетях, и занимающийся непонятно чем, и эти люди, в свою очередь, к «людям труда» не относятся.
Не в первый раз президент упоминает эту идею, и я даже не знаю, сам он так считает, или это любимый посыл его спичрайтеров.
В интервью «Туркестану» это звучит уже совсем откровенно, цитирую: «популярные ныне Tik-Tok, Instagram, Telegram-каналы, согласитесь, далеки от коренных интересов людей труда». Зафиксировали – есть люди труда, есть мотыльки из Тик-Тока. Идем дальше.
Мне эта идея не нравится. Я ее считаю в корне неправильной по одной простой причине. Человеком труда себя может называть каждый, кто соответствует трем простым принципам. Этот человек обеспечивает себя сам через зарплату или бизнес и ни у кого не просит подачек. Этот человек работает в рамках закона. И этот человек платит налоги. Все.
Все остальное – лирика. Чем он занимается, в какой сфере, сколько времени на это тратит – лирика. Человек трудится, платит налоги – он человек труда, точка.
Шахтеры, фермеры, учителя, врачи – без сомнения, люди труда. У меня мама всю жизнь проработала учителем одной и той же средней школы, поверьте, я хорошо знаю, какой это труд.
Небольшой бизнесмен, который работал с крупной торговой сетью, и теперь вынужден перейти на общеустановленный режим из-за налоговой реформы, и который теперь не понимает, как его доходы и расходы будут биться друг с другом следующие полгода – человек труда.
Парнишка-выпускник НИШ, который вместе с друзьями придумывает стартап и мечтает о том, что он покорит весь мир – человек труда. И если мы отказываем таким людям в праве считаться людьми труда, мы, кстати, можем поставить крест на том, о чем наше государство и президент говорили весь прошлый год – что будущее Казахстана в развитии ИИ как цифрового государства.
Режиссер, который раньше в том же Тик-Токе клипы снимал, а сейчас сериал запускает – тоже человек труда. И если мы ему отказываем в праве быть человеком труда, то мы можем поставить крест на другом направлении развития Казахстана, о котором президент тоже весь прошедший год говорил – креативной индустрии.
Домохозяйка, растящая детей дома, пока муж работает – человек труда. Еще какого титанического труда.
Ресторатор – человек труда. Очень рискованного труда.
Фитнес-тренер. Официант. Повар. Водитель такси, подрабатывающий в свободное время. Строитель. Менеджер банка. Продавец в магазине. Тысячи разных людей. Все это – люди труда.
Чиновники – люди труда. Я всегда говорил о том, что нельзя всех чиновников равнять под одну гребенку. Что подавляющее большинство их них – это не коррупционеры, а люди, которые за очень небольшую зарплату делают очень тяжелую работу. И самое главное – очень неблагодарную, которую почти никто не ценит. Такие чиновники – люди труда.
Известный юрист, наконец, который утро первого рабочего дня нового года начал с организации сделки по покупке компании-недропользователя, а через две недели будет выступать в Лондоне на крупной юридической конференции с обзором главных изменений в цифровом праве Казахстана – тоже человек труда. По итогам выступления, глядишь, кто-то в Казахстане поработать захочет.
И его жена, переводчик детских книг на казахский язык, благодаря которой многие дети у нас в стране впервые мировые шедевры на родном языке прочитали — тоже человек труда.
Это я о нас с Гаухар, кстати. И никто нам в этом праве не откажет, будь мы помимо этого хоть сто раз блогеры в Инстаграме.
Мы все – люди труда. Все, кто честно работает в той профессии, которую выбрал, не просит подачек у государства, платит налоги, делает что-то полезное, растит детей. И любое разделение на «реальных людей труда» и далеких от них популярных тиктокеров не имеет ничего общего с реальностью.
Я не тиктокер, кстати, но от них тоже польза есть наверняка.
Не являются людьми труда только те, кто ворует у других и у государства. В самых разных формах, все равно каких. Все остальные – равны.
Что-то такое как раз и хотелось бы услышать от президента страны, стремящейся в будущее, в котором ручного труда – безусловно, достойного – будет все меньше, а креативной индустрии все больше. Просто потому, что вот такое оно, это будущее, и другого у нас нет.
Надеюсь, когда-нибудь услышим. А пока всем людям труда в новом году – удачи в вашем нелегком деле. Точнее, в нашем общем нелегком деле.
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS и https://t.me/RESPUBLIKAexpertKZ
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.









