Казахстанские полицейские стали соучастниками спланированной акции ФСБ по похищению Александра Качкуркина, считает руководитель правозащитного проекта «Первый отдел» Дмитрий Заир-Бек.

Речь идет о деле 25-летнего айтишника, работающего с OpenAI и последние годы живущего в Алматы. Качкуркин — гражданин Украины, родился и вырос в Крыму. После аннексии 2014 года ему было навязано российское гражданство. Именно тогда он принял решение переехать в Казахстан, где попросил убежища.

Александр Качкуркин. ФОТО The Insider

Несмотря на то, что  заявление с просьбой об убежище было в процессе рассмотрения, и решения по нему не было вынесено, на днях Качкуркина выдворили из Казахстана. По сфабрикованным, по мнению правозащитников, полицейским протоколам об административных правонарушениях.

На основании этих протоколов полиция обратилась в суд с требованием выдворения Качкуркина в связи с «неуважением к законам и суверенитету РК» и необходимостью «пресечения и предупреждения правонарушений».

При прилете Качкуркин был прямо в самолете задержан российскими силовиками. Ему вменяют государственную измену за денежные переводы в Украину, и по статье 275 УК РФ молодому человеку грозит от 12 до 20 лет лишения свободы или пожизненное заключение.

«Казахстан теперь — небезопасная юрисдикция. Раньше настолько явно “российские уши” не торчали. Раньше людей, интересных российским силовикам, не высылали молниеносно, чтобы потом прямо из самолета конвоировать, отправить в суд, а затем в СИЗО. Есть куда более безопасные юрисдикции. Нужно думать о том, чтобы покидать Казахстан», — сказал Заир-Бек в интервью «Живому гвоздю».

Правозащитники обращают внимание на то, что после вынесения решения о выдворении Качкуркина депортировали в Россию в небывало срочном порядке. Составление соответствующего протокола, его рассмотрение, обращение в суд с заявлением о выдворении и само выдворение заняли всего несколько часов. Хотя, как правило, такая процедура занимает недели, а иногда и месяцы.

Спланированной акцией ФСБ с участием казахстанских полицейских называет произошедшее и адвокат Евгений Смирнов.

Ниже цитаты из его интервью «Дождю» (в расшифровке @deptone).

— Как была выстроена схема действий силовиков, ведь решение о депортации было принято всего за несколько часов? И как получилось, что российские силовики сработали прямо в аэропорту, заранее зная, кого, за что и почему нужно задержать?

— Напрашивается только один вывод. Это была спланированная акция ФСБ, в которой участвовали казахстанские полицейские. Все происходящее выглядело как похищение — с использованием казахстанского законодательства и казахстанских правоохранительных органов — с целью передать человека в руки ФСБ, чтобы затем задержать его и привлечь к ответственности в России.

— Как Александр Качкуркин попал в поле зрения российских силовиков?

— Это могла быть активность в интернете — участие в чатах, переписка с кем-либо. Либо, например, при въезде в Россию: сейчас нередки случаи, когда у людей сканируют телефоны и находят данные, которые используют против них.

— Как давно Качкуркин жил в Казахстане?

— Он не поддержал аннексию 2014 года, а после начала полномасштабного вторжения счел невозможным продолжать жить в РФ. Он покинул Россию в самом начале полномасштабного вторжения — в 2022 году.

— Что сейчас известно о его состоянии? Есть ли с ним связь?

— Пока никому из его знакомых не удалось наладить с ним связь. Первое время он находился в СИЗО ФСБ, затем был помещен в следственный изолятор. Возможно, на этой или на следующей неделе родственники смогут установить, где именно он находится, наладить переписку и узнать хотя бы о состоянии его здоровья и о том, что происходило с ним после задержания в Казахстане.

— Насколько практика выдворения или фактической экстрадиции в Россию стала активнее после начала войны?

— Это совершенно новый подход. Да, раньше действительно были случаи, когда власти Казахстана выдворяли людей за нарушение местного законодательства. Например, если человек незаконно проник на территорию страны или пересек государственную границу. Это серьезные нарушения, которые позволяли выдворить человека за пределы Казахстана.

При этом запросы России об экстрадиции рассматривались очень внимательно, и зачастую от них удавалось отбиться. Но чтобы человека фактически похитили — задержали среди белого дня, задействовали полицию и суд, не дали возможности защититься, не дали возможности обжаловать решения и напрямую передали оперативным сотрудникам ФСБ, — такого раньше не было.

Если это действительно согласованное политическое решение, а пока все выглядит именно так — потому что в этом участвовали не один-два человека, а целые институты, — то выводы крайне тревожные.

Казахстан перестает быть безопасным местом для россиян, украинцев и граждан любых стран: в любой момент человека могут похитить на улице и в течение нескольких часов передать российским силовым органам, после чего он окажется в российском следственном изоляторе.

— Что известно об административных протоколах, которые вменили Качкуркину? Речь идет о якобы переходе дороги в неположенном месте и курении кальяна в закрытом помещении. Откуда вообще взялись эти обвинения?

— Ситуация выглядела так: полицейский остановил Александра, попросил его перейти дорогу и указал конкретное место, где собирался проверить документы. После этого за сам переход дороги в этом месте был оформлен протокол об административном правонарушении — то есть фактически полицейский спровоцировал это «нарушение». Затем был составлен еще один протокол — уже о курении кальяна в каком-то закрытом помещении. Все это происходило буквально молниеносно и, конечно, наводит на мысль, что речь идет о заранее спланированной акции силовых структур.

…В завершением отметим, что, по данным «Первого отдела», 10% всех обвинений в «госизмене», «шпионаже» и «конфиденциальном сотрудничестве с иностранным государством» в 2025 году были связаны с переводами в Украину. Информацию о переводах с российских банковских карт ФСБ получает от Росфинмониторинга, который имеет доступ ко всей банковской информации. О донатах с зарубежных карт, как принято считать, становится известно при проверке телефона при пересечении границы России.

БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS и https://t.me/RESPUBLIKAexpertKZ

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

 

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

 

Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.